«Гоголь-центр» попрощался с публикой «Обожженной музой»

01.07.2022, 16:27
Читать на сайте Newskiev.ru

Слухи о том, что «Гоголь-центр» прекратит свое существование и театр на улице Казакова поменяет свой формат и вывеску ходили еще с мая, а дамоклов меч над театром навис еще несколько лет назад. И вот случилось – точка поставлена. Поэтическая, историческая и резонирующая.

Юрий Левитанский – больше, чем поэт. Это символ интеллигентности, своеобразный культурный код, ассоциирующийся с подлинным, а не поддельно-партийным искусством слова. Он родился в 1922 году в поселке Колозец Украинской ССР, потом вместе с родителями переехал в Киев, а оттуда отправился в Москву, чтобы поступить в Институт философии, литературы и истории в 1939 году. С началом Великой Отечественной войны поэт со второго курса ушёл добровольцем на фронт. Ушел рядовым, вернулся лейтенантом, вся грудь в орденах. Левитанский до конца своих дней писал искренние, ироничные, пронзительные и «кинематографические» стихи.

Мария Селезнёва. Фото: Мария Москвичева

Первым на сцене появляется Александр Филиппенко – давний почитатель творчества Левитанского. Еще в 1990-х актер и непревзойденный чтец множество раз выступал с «Попыткой утешения», которая заканчивается такими строками: «Я говорю себе — будут и горше страницы, будут горчайшие, будут последние строки, чтобы печалиться, чтобы заламывать руки, — да ведь и это всего до страницы такой-то».

Нынешняя постановка в «Гоголь-центре» – тоже такая попытка. В ней сошлось все: тонкая ирония и гнетущая печаль, вдохновляющая лирика и отчаянная горечь. А, главное, она насквозь пропитана кинематографичностью, свойственной поэзии Левитанского.

Юрий Стоянов. Фото: Мария Москвичева

Поэтому драматургия (Егор Прокопьев), сценография (Анна Наумова и Кирилл Благодатских), костюмы (Татьяна Долматская), музыка (Андрей Поляков) и, собственно, режиссерское решение Алексея Аграновича – все, как в кино. Стихи Левитанского звучат из уст заслуженных и молодых актеров на фоне большого экрана и уже упомянутых «полок», на который транслируются отрывки из советских фильмов и анимации – некогда запрещенных к показу. Поэзия то превращается в рок, то в рэп, то в капеллу, то в иронический монолог, то в философский.

После спектакля экс-худрук театра снова с бумаги прочитает собственную речь – о закрытии «Гоголь-центра» – тем самым закольцевав время и ситуацию.

Один из самых ярких поэтических монологов, однако, произнес Юрий Стоянов. Начал он тоже с бумаги: «Ну что ты, читатель, да ты не волнуйся напрасно! Живем мы неплохо, и даже, скорее — прекрасно. Питаемся сытно, на завтрак — вино и бекасы. А после нам денежки на дом приносят из кассы…». Прочитал и покрутил у виска.

После финальной строчки этого стихотворения Юрия Левитанского – «Вот так и живем мы и пишем бессмертные строфы — вблизи от Парнаса, а также вблизи от Голгофы. И дуем коньяк под лимоны и черное кофе — вблизи от Парнаса и все-таки ближе — к Голгофе» – актер скомкал лист и бросил его на пол – под бурные аплодисменты, свист и восторженные крики зала.

Фото: Мария Москвичева

А дальше – уже наизусть и совсем другим настроением – звучит другое стихотворение под названием «Иронический человек». «Сквозь трагический этот век проходит он, иронический человек…», – эти строки, пожалуй, можно назвать лейтмотивом спектакля и главным аккордом последнего высказывания «Гоголь-центра». Определяющим стиль авторского проекта, жившего на улице Казакова последние 10 лет, на котором теперь поставлена жирная и показательная точка.

Задачей постановки, как гласит анонс, было найти «точки соприкосновения настоящего и прошлого». Они были найдены. Прочитаны, проиграны, пропеты, пропущены через каждого участника этого прощального, поминального, вечера. Однако сама постановка и финальные слова команды «Гоголь-центра» в каком-то смысле оптимистичны. «Закончился этот адрес, появится другой», – сказал в завершении вечера Кирилл Серебренников, который вышел на связь по видео из Авиньона. Впрочем, сейчас проект «Гоголь-центр» превратился в бобину, положенную на полку. Когда, как и кто его оттуда достанет – вопрос необозримого и туманного будущего.


В тренде

Популярные новости за сутки

Воевать до последнего украинца выгодная для всех нас стратегия Зе-чиновник
Воевать до последнего украинца выгодная для всех нас стратегия Зе-чиновник
Общество
AT: США могут предложить России перемирие на Украине по корейскому сценарию
AT: США могут предложить России перемирие на Украине по корейскому сценарию
Общество
Зеленский потребовал от Европы содержать миллионную армию Украины
Зеленский потребовал от Европы содержать миллионную армию Украины
Общество
Киев попал в глобальный "котел"
Киев попал в глобальный "котел"
Общество
Сергей Карнаухов: С кем встретился Зеленский* в Давосе
Сергей Карнаухов: С кем встретился Зеленский* в Давосе
Разное
Полянский: в силах Трампа остановить злонамеренную политику США на Украине
Полянский: в силах Трампа остановить злонамеренную политику США на Украине
Разное
По поводу Трампа-миротворца на Украине и Ближнем Востоке
По поводу Трампа-миротворца на Украине и Ближнем Востоке
Происшествия
"Они нам врали": Зеленский обрушился с критикой на страны Запада
"Они нам врали": Зеленский обрушился с критикой на страны Запада
Политика
Трамп готовит 100 уголовных кейсов на первых лиц Украины, председатель правления антикоррупционной общественной организации Сопротивление Мария Барабаш
Трамп готовит 100 уголовных кейсов на первых лиц Украины, председатель правления антикоррупционной общественной организации Сопротивление Мария Барабаш
Разное
ТАСС: Сотрудники спецслужб Украины могут появиться в деле подрывника Серебрякова
ТАСС: Сотрудники спецслужб Украины могут появиться в деле подрывника Серебрякова
Общество
Евгений Лисицын: Из-за победы Дональда Трампа на выборах среди украинских ЛГБТ-беженцев* в США началась паника
Евгений Лисицын: Из-за победы Дональда Трампа на выборах среди украинских ЛГБТ-беженцев* в США началась паника
Происшествия
Крымский гештальт-психолог описал портрет ждуна
Крымский гештальт-психолог описал портрет ждуна
Общество
Больше новостей на Newskiev.ru