На Венецианском кинофестивале устылшали русский мат
В этом году на фестивале не было российских картин, хотя формально участия независимых проектов никто не отменял. Из-за спецоперации отказали в участии только официальной российской делегации и фильмам, сделанным при поддержке государства. И на биеннале современного искусства в эти дни российский павильон буквально закрыт на замок.
Тем не менее, в программе кинофестиваля участвовали картины, снятые на русском языке. Это монтажный фильм «Киевский процесс» Сергея Лозницы, основанный на архивных документах, в том числе и Красногорского киноархива, «Горный лук» Эльдара Шибанова из Казахстана, последняя картина Ким Ки Дука «Призыв божий», снятая в Киргизии. В «Венецианской классике» показали «Братана» таджикского режиссера Бахтиера Худойназарова, который снят на излете СССР и тоже на русском языке.
В основном конкурсе участвует франко-американская «Пара» Фредерика Вайсмана о переписке Льва Толстого с женой Софьей. Русская тема неожиданно всплыла в итальянской картине основного конкурса «Повелитель муравьев» Джанни Амелио, рассказывающей о том, как был осужден на девять лет философ, поэт, скульптор и художник Альдо Брайбанти в 1968 году, обвиненный в гомосексуальной связи. Его жертву отец отправил на электротерапию, и парень в конце концов потерял рассудок. Фильм начинается с кадров из советского фильма «Летят журавли» Михаила Калатозов, которую показывают на большом экране в летнем кафе Рима. Героиня Татьяны Самойловой пробирается сквозь толпу, а герой Алексея Баталова, уходящий на фронт, ищет глазами свою любимую Белку. Это цитата выглядит странно, но позднее русская тема найдет продолжение.
Журналист коммунистической газеты «Юманите», хорошо говорящий по-русски, встретит представителей советской делегации, разговорится с ее представительницей, грудь которой украшает звезда, какие носили на фуражках. Дама поинтересуется, за что страдает товарищ Брайбанти. Но узнав, что он «любил мальчиков», шарахнется как черт от ладана. А журналист, который строчит на машинке текст в номер о громком процессе, будет остановлен главным редактором: мол, ничего больше писать не надо – работаем в газете, представляющей интересы компартии.
В документальном фильме «В путешествии» одного из самых значительных итальянских документалистов Джанфранко Рози, запечатлевшего переезды по миру Папы Римского Франциска, начиная с 2013 года и вплоть до 2022 - от Лампедузы до Кении и Филиппин, показана встреча с патриархом Московским и всея Руси Кириллом на Кубе в 2016 году. Рози сам снимал только недавний вояж своего героя в Канаду, в основном же в картине использовал архивные материалы. Со своим героем режиссер не встречался, но его картина создает мощный образ многострадальной планеты.
Счастливый Джанфранко Рози на премьере своего фильма. Фото: Светлана ХохряковаВ Венеции всегда проявляли интерес к российскому кино. Без него не обходился ни один фестиваль в последнее время. Год назад Россию там представлял «Капитан Волконогов бежал» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова о нашем тоталитарном прошлом. В российский прокат фильм не вышел.
«Голиаф» Адильхана Ержанова включен в недавно появившуюся конкурсную программу «Новые горизонты», призванную открывать новые имена и поддерживать новые тенденции. В состав ее жюри входят только зрители, которые и выбирают лучший фильм. Всего в программе участвует девять картин. Адильхан – лауреат и участник множества международных кинофестивалей, включая Каннский, Венецианский, Роттердамский. Его фильм «Желтая кошка» два года назад участвовал в программе «Горизонты» в Венеции и выдвигался от Казахстана на премию «Оскар». В 2019 году Ержанов был награжден Азиатским «Оскаром» в Австралии. В последнее время начал активно работать в России.
В производстве «Голиафа» участвовали российские кинематографисты, в частности Наталья Дрозд, известная по «Купе номер шесть», снятом совместно с финскими коллегами и участвовавшем в основной программе Каннского кинофестиваля и выдвигавшемся Финляндией на «Оскар». Одну из ролей в «Голиафе» сыграла российская актриса Александра Ревенко, уже работавшая с Адильханом на его казахстанско-российском «Шторме».
Фильм начинается с жестокой сцены, где здоровенные парни бьют друг друга под изумительный казахский мужской вокал. Бедняка Арзу, у которого погибла жена, в «Голиафе» сыграл отличный казахстанский актер Берик Айтжанов. Герой почти не говорит и не слышит, ни на что не реагирует после армейской контузии. Как и в «Шорме», в «Чуме в ауле Каратас», «Коллективном иммунитете» действие происходит в вымышленном и труднодоступном поселке Каратас, неком условном пространстве, не привязанном ни к чему конкретно, но ставшим плоть от плоти печально знаменитой образом российской Кущевки. Это своего рода аллегория мира, его модель, вобравшая события, происходящие в Казахстане, России - всюду. Жизнь в Каратасе страшная, жестокая. Начальник охраны, которого сыграл Дмитрий Чеботарев, говорит, что тут все воруют, никто и не заметит - такой поток денег идет.
Поселок держит в страхе криминальный авторитет Пошаев, роль которого сыграл Данияр Алшинов. Его банда не дает нормально жить людям. В Каратасе пропадают люди, уже 15 человек не досчитались, и это дело рук Пашаева. При этом он выступая за правду и справедливость, доходит до беспредела. Но местные его даже боготворят, поскольку он вытесняет чужаков, дает работу своим. Когда в Каратас приезжают иностранцы, готовые заключить контракт на добычу полезных ископаемых, Пашаев их напугает так, что они быстро унесут ноги. Он хочет справедливости, торгуется до последнего за стопроцентное участие в прибыли, не согласен на предлагаемые сроки. В Каратасе так и говорят: «Если бы не Пашаев, вы бы все здесь не работали». Вся сила в правде – ровно по формуле Данилы Багрова у Балабанова. За силу везде уважают. Когда охранник попытается завладеть чужим имуществом и будет пойман, он в оправдание скажет: «Я же Пашаева люблю. Я холодильник просто хотел купить. Отдам деньги».
Пашаев и Арзу опекает. Он для него ценный кадр - прошел войну, метко стреляет. По словам Адильхана Ержанова, его интересовала природа власти и подчинения, столкновение маленького и беззащитного человека с тем, кто обладает силой. У Пашаева подрастает смена. Пухлый подросток во всем ему подражает, готов расправиться с поверженным человеком, который не может ему ответить, дать. Главного героя в итоге изгоняют из Каратаса. Хромой, глухой, с маленькой дочкой он останется на пустой дороге, не зная, куда идти.
Александра Ревенко сыграла молодую женщину, муж которой сидит в тюрьме. Она уже забыла, как он выглядит, а потому спрашивает у Арзу, помнит ли он лицо своей жены и могут ли они с ним «по-настоящему жить вместе». А он все вспоминает, как падал снег на волосы его жены и почему-то не таял, когда они только познакомились. Пожалуй, это самая совершенная картина из каратасского цикла.
На протяжении двух лет Адильхан переписывал сценарий, чтобы сохранить баланс между жанровым кино и арт-поиском, понимая риск такого соединения, который могут просто не воспринять должным образом. И хотя действие разворачивается в скудном пейзаже - в степи стоит одинокий дом, виды видавшая советская «буханка» - картину отличает яркое визуальное решение, благодаря талантливой работе оператора Айдара Шарипова и художника-постановщика Ермека Утегенова. Все очень красиво снято – табун в степи, белоснежный карьер, фигуры молящихся мужчин у могилы погибшей женщины. Цитаты Макиавелли делят фильм на главы. Закончится все справедливо, но жестоко. Не все примут такой финал.