НАТО разоружает Украину: Русские опоздали
Вопреки стереотипам НАТО вооружало Украину не всегда. Долгие годы Североатлантический альянс был занят противоположной деятельностью. То есть Украину он разоружал. Вероятнее всего, это было связано с тем, что Украина воспринималась как союзник и даже часть России, которая оставалась для Запада скорее потенциальным противником, чем пресловутым "тараном", с помощью которого можно втянуть Россию в гибридную войну чужими руками.
Лишение Украины ядерного оружия, которое управлялось из Москвы, было только первым шагом на пути в два десятилетия. Хотя, оставайся на Украине военные базы России, со стратегической авиацией и межконтинентальными ракетами, всё могло изначально пойти по-другому. Однако новые западные друзья были настойчивы, умели заинтересовать не только Украину, но и Россию. И попытки Москвы хотя бы выкупить авиацию ни к чему не привели. Воздушные крейсеры ушли на утилизацию, не доставшись никому.
2 февраля 2001 года на авиабазе в Полтаве по требованию США был разрезан и пущен на металлолом последний из стратегических бомбардировщиков ВВС Украины. Скриншот: VK.com/"Политическая матрёшка — Антимайдан"
Тут стоит заметить, что на 1991 год (без учёта ядерного оружия) Украина обладала более современной и боеспособной армией, чем Россия. Произошло это потому, что по советской военной доктрине вооружённые силы делились на три эшелона.
Самый современный и боеспособный — западный военный округ. То есть войска, расположенные вне границ СССР. Именно эти войска с развалом СССР пошли на расформирование, а новейшая техника — на утилизацию.
Вторым эшелоном считались войска, расположенные внутри СССР у границ. На самых важных направлениях. Они комплектовались вооружениями современными, но "второй свежести". Соответствующий подход применялся и к личному составу.
Третий эшелон — глубокий тыл. И этот тыл, как правило, находился в России. Сюда тащили всё старое и сломанное.
Таким образом, при разделе наследства СССР Россия получила всё старое и сломанное, а в распоряжении Украины оказалась миллионная армия, оснащённая в соответствии со всеми требованиями конца двадцатого века. Другой вопрос, что в массе своей украинская армия себя украинской не считала. И была просто морально не готова конфликтовать со всеми вчерашними сослуживцами.
По всей вероятности, НАТО также не считало украинскую армию украинской, потому и приступило к скорейшему её сокращению и понижению её боеспособности. Для этого были запущены "совместные программы" Украина — НАТО, объявленной задачей которых была "оптимизация украинских вооружённых сил". Программы щедро финансировались коллективным Западом и были направлены на скорейшую утилизацию современных образцов военной техники, стоящей на вооружении Украины, а также адаптации украинских военных к гражданской жизни.
Украина регулярно принимала участие в учениях НАТО. Фото:nato.int
В первую очередь под сокращение попадали ракетные войска, войска ПВО и всё, что могло нести угрозу в современной войне. Молодым тридцатилетним офицерам предлагался досрочный выход на пенсию с зачётом неотслуженных лет как отслуженных.
Кроме того, для Украины были созданы благоприятные условия на международном рынке вооружений. Надо ли говорить, что киевское правительство судорожно снимало технику с боевого дежурства и передавало её иностранным покупателям за бесценок. Это, кстати, сыграло с НАТО и злую шутку, когда украинские средства ПВО оказались на службе у Саддама Хусейна.
А уж случаев ареста сухогрузов, набитых украинскими танками, по дороге в горячие точки планеты сосчитать трудно.
Одновременно с этим внутри страны сокращались учебные программы подготовки военных. Военные училища сократили набор и потеряли статус высших учебных заведений и были приравнены к ПТУ.
Реформирована была сама структура ВСУ. Число военных округов было сокращено кратно — с двух десятков по четырёх. Естественно, в ходе реформирования разворовывалась и списывалась материальная база. На место привычных округов пришли "оперативные направления".
Расформирован был и самый крупный Одесский военный округ, чья огневая мощь равнялась мощи бундесвера ФРГ. Его заменило "Южное направление", переведённое почему-то в Днепропетровск. Всё это сопровождалось утилизацией и распродажей боевой техники, сокращением штатного состава ВСУ. Силы ВДВ ввиду отсутствия самолётов были переименованы из воздушно-десантных в "аэромобильные".
Свою лепту в реформирование и оптимизацию ВСУ внесли и две катастрофы. Сначала в 2001 году украинская ПВО в ходе учебных пусков сбила российский Ту-154, летевший из Тель-Авива в Новосибирск, а потом в 2002 году на авиашоу подо Львовом украинский Су-27 рухнул в толпу. После этого любые учения подобного рода оказались под запретом.
Самая страшная авиакатастрофа в истории: крушение истребителя Су-27 ВВС Украины в Скнилове. Скриншот: The Aviationist
То есть с начала XXI века на Украине не проводилось учебных полётов боевой авиации. Резервные аэродромы распродавались под дачи или жилищное строительство. А сами самолёты тихонько растаскивались на цветмет.
Уровень деградации ВСУ характеризует один пример. Когда возник некий спор с Румынией, претендующей на воды вокруг острова Змеиный, то у украинской армии не нашлось ни вертолёта, ни катера, чтобы просто доставить на остров хоть кого-то, кто мог бы обозначить на острове присутствие населения.
Да что там Змеиный и вертолёты… В большинстве случаев военные парады проходили без участия техники. В исключительных случаях какую-то БМП привозили на эвакуаторе и ставили на городской площади. Потом красили. После праздника опять поднимали краном и увозили.
Потом кончились и краны.
К слову, те четыре комплекса БУК, которыми в 2008 году президент Ющенко одарил своего коллегу по ЦРУ Саакашвили, были сняты прямо с боевого дежурства на западной границе Украины. Других средств ПВО на Украине не нашлось.
Примерно к 2010 году "оптимизация ВСУ" дошла до того, что НАТО заговорило о выделении средств для уничтожения стрелкового оружия на Украине. Огромное количество на складах Украины обычных калашей-лопат напрягало североатлантических партнёров.
Таким образом, к 2014 году Украина подошла с полностью недееспособной армией, основной деятельностью личного состава которой был поиск подножного корма. С армией, в которой не ездили танки, не летали самолёты, где солдат-срочников кормили родители, поэтому их передислокация куда-либо была невозможна. Да и служил в армии только тот, кому это зачем-то надо. Сильно надо. И если договорился с военкомом, то тебя могут зачислить в какую-то часть.
Что было дальше — тема другого долгого рассказа. Как из ничего была создана самодостаточная военная структура, которая сама себе добывает рекрутов и еду. Финансирование и снабжение которой организовано так, что она стала главнее государства, важнее государства и вообще вне государства. А главное, стала носителем всех человеконенавистнических идеологий, собранных в такой невообразимый коктейль, что человеческий мозг не в силах этого осознать.
Появление этого монстра на нашей земле — наша заслуга в том числе. Потому что для создания такого монстра было необходимо время. Время, которого ни у Украины, ни у НАТО просто не было.
И это время мы им предоставили в максимально возможном и невозможном объёме. И, как сказал президент, начинать надо было раньше. Жалко, что мы его не послушались.