"Азербайджанский самолёт сбили из русского "Панциря": На что Алиев дал денег Зеленскому?
Reuters опубликовало "молнию", которая взорвала вчера информационное пространство: со ссылкой на некий источник в правительстве Азербайджана агентство утверждает, что у Баку имеются железные, в прямом и переносном смысле, доказательства, будто пассажирский самолёт AZAL, рухнувший в декабре прошлого года в Казахстане, был подбит русской ПВО. Якобы найден фрагмент ракеты ЗРК "Панцирь-С1", который не оставляет сомнений в том, кто виновен в катастрофе. Подтверждений, однако, в предварительном отчёте спецкомиссии по расследованию инцидента нет.
Западные журналисты синхронизировали публикацию о фрагментах "Панциря" с публикацией Казахстаном предварительного отчёта о расследовании крушения самолёта AZAL. Примечательно, что в документе нет ни слова о "русской ПВО". Казахстан ограничился формулировкой "внешние объекты". А вот редакция Reuters дала волю фантазии:
Азербайджанская сторона располагает фрагментом ракеты "Панцирь-С", который был извлечён из самолёта и идентифицирован в ходе международной экспертизы,
– заявил некий "источник" агентства.
Вслед за Reuters эту информацию разнесли и другие западные СМИ//Скриншот страницы сайта Reuters
Между тем отчёт этот, уместившийся на 53 страницах, представляет собой очень любопытный документ. Основные тезисы по результатам работы специальной комиссии таковы:
- В самолёте зафиксированы множественные повреждения гидравлических систем, вызванные внешними объектами, вероятно, проникшими в конструкцию лайнера.
- Обнаружены повреждения электрической проводки управления стабилизатором (триммером по тангажу).
- В хвостовой части самолёта зафиксированы сквозные и несквозные повреждения, вызванные "посторонними металлическими объектами".
- В качестве причин катастрофы указывается: потеря управления из-за отказа гидравлических систем, из них вытекла жидкость. Системы, в свою очередь, отказали из-за повреждения трубопроводов и резервуаров гидравлики. Трубки и провода перебили металлические осколки.
Какие выводы – такие и эксперты
Но – ни слова о ПВО. Однако как западные СМИ, так и медиа Азербайджана подают эту новость как утверждение, способное припереть Москву к стенке – мол, аргументы настолько очевидные, что даже нет смысла отпираться.
Перебитая трубка гидравлики, что символично, с жёлто-синей, в цвета украинского флага, наклейкой//Скриншот из отчёта комиссии
При этом западные, иноагентские и азербайджанские СМИ пишут об ударе ЗРК "Панцирь-С", ссылаясь на слова так называемого OSINT-аналитика Кирилла Михайлова. Это известный в узких кругах персонаж – сотрудник аналитической группы Conflict Intelligence Team, заточенной на "разоблачения преступлений России".
Вот так выглядит "военный эксперт" Михайлов в своей боевой раскраске//Скриншот из соцсетей
Несмотря на то, что образ Михайлова меньше всего ассоциируется с военной экспертизой, на него традиционно ссылаются, когда нужно в чем-то обвинить русских. Вот и сейчас Михайлов по кусочкам шрапнели сразу сделал вывод: это был "Панцирь"!
Боевая часть ракеты зенитного ракетно-пушечного комплекса "Панцирь" имеет стержневые поражающие элементы, а тут мы видим действительно что-то похожее на деформированные обломки стержней,
– заявил "эксперт".
Металлические осколки из отсека ВСУ//Скриншот из отчёта комиссии
Почему это был не "Панцирь"
Однако при адекватном восприятии действительности версия с "Панцирем" просто не выдерживает никакой критики. Согласно выводам комиссии и расшифрованным записям чёрных ящиков, удар зафиксировали в 5:13. Командир принял его за столкновение с птицами, о чём доложил диспетчеру. Спустя несколько минут он сказал, что в салоне "два кресла взорвались". С этого момента начинается трагическая история лайнера, который столкнулся с землёй лишь спустя 74 минуты. С точки зрения Михайлова и компании, самолёт смог более часа находиться в воздухе и даже пытаться сесть – после удара-то ракетой мощнейшего русского ЗРК "Панцирь-С".
Царьград связался с военным экспертом Владом Шурыгиным и задал вопрос, что было бы, попади в самолёт ракета из "Панциря"?
Пока рано делать выводы об этой катастрофе, но могу точно сказать, что "Панцирь" – это ракеты с очень мощной боевой частью. Если бы такая попала в самолёт, он был бы уничтожен уже в воздухе,
– сказал эксперт.
С этой точкой зрения солидарен и полковник ВВС СССР Виктор Алкснис. По его словам, пробоины в хвостовой части самолёта не имеют никакого отношения к ЗРК "Панцирь". Да, ракета данного комплекса имеет стержневую боевую часть, но именно этот факт свидетельствует, что "Панцирь" тут как раз и ни при чём. По его словам, боевая часть ракеты после взрыва боеголовки разворачивается во вращающееся кольцо и как бы распиливает фюзеляж самолёта.
Я в 80-е годы эксплуатировал самолёты Миг-29 с ракетами Р-27 со стержневыми боевыми частями, и мне довелось, как члену госкомиссии, участвовать в расследовании лётного происшествия, когда ведущий Миг-29 из-за ошибки лётчика пустил ракету Р-27Р в своего ведомого и сбил его. К счастью, лётчик сбитого ведомого самолёта сумел катапультироваться и уцелел. Внешне выглядело так: небо было затянуто облачностью, и вдруг после хлопка в небе из облака вывалился Миг-29, распиленный на две части – хвостовую и переднюю. А потом на парашюте из облака в воду опустился катапультировавшийся лётчик. И вот тогда я впервые на практике узнал, что такое стержневая боевая часть,
– отметил эксперт.
А что мы видим на кадрах и читаем в заключении комиссии? Самолёт добирается до Казахстана (хотя ему было предложено сесть на аэродромах неподалёку от Грозного) и действительно разваливается на две части, но не в воздухе, а в ходе неудачной посадки.
Если не "Панцирь", то что тогда?
России ещё предстоит выяснить, по какой причине в авиакатастрофе погибли в том числе семь граждан нашей страны.
Очень странные следы на обшивке разбившегося в Актау самолёта, выполнявшего рейс Баку – Грозный. Видео: ТГ-канал "Военкор Котенок"
Пока у нас есть только предположения. Осколки, о которых идёт речь, могли "прошить" фюзеляж лайнера и ранить некоторых пассажиров по самым разным причинам. Начиная от взрыва СВУ, установленного на обтекателе крыла, о чём мы писали ранее, и заканчивая атакой украинского дрона.
Оторванный кусок обтекателя. Там могло быть заложено СВУ//Стоп-кадр видеозаписи одного из пассажиров
Некоторые модели БПЛА, используемые Киевом, в режиме тишины могут лететь на высоте до 1000 метров (примерно на этой высоте экипаж заявил об "ударе птиц"). Вряд ли дрон сумел бы "догнать" лайнер: на момент сообщения об ударе самолёт двигался со скоростью около 400 км/ч, – но один из украинских БПЛА в ходе атаки Грозного теоретически мог оказаться рядом с самолётом AZAL.
Поражающие элементы могли находиться в специальных снарядах, которые несли беспилотники. Ими могли начинить и взрывное устройство, установленное ещё в Баку. Его могли спрятать где угодно, да хоть в нише шасси,
– отметил в беседе с Царьградом заслуженный пилот России Юрий Сытник.
Впрочем, нельзя исключать и версию сложной операции западных и украинских спецслужб, которые сумели подставить азербайджанский лайнер под ПВО. Они так уже делали в сентябре 2018 года, когда в районе авиабазы Хмеймим армия Асада сбила русский Ил-20. В это время израильские ударные самолёты F-16 Sufa, выполняя боевую миссию, приближались к целям на территории арабской республики. Чтобы избежать обнаружения русскими и сирийскими ПВО, израильские пилоты летели на малой высоте над Средиземным морем, используя французский фрегат Auvergne в качестве прикрытия. Корабль НАТО, вероятно, создавал помехи и подавлял противовоздушную оборону, облегчая израильтянам выполнение задачи.
В критический момент израильские F-16, предупредив русских всего за минуту до атаки, применили тактику маскировки, используя Ил-20 как прикрытие. На радарах сирийских ПВО израильские самолёты слились с меткой нашего Ил-20, что привело к трагической ошибке. Зенитная ракета комплекса С-200 "Вега", выпущенная сирийскими войсками, не смогла перехватить маневрирующий F-16 и вместо этого поразила наш лайнер. Погибли все 15 человек, находившиеся на борту.
Как бы то ни было, но доклад, опубликованный Казахстаном, подчёркивает, что в первые дни после катастрофы Москва вела себя предельно корректно и не пыталась направить расследование по ложному следу, как дерзко заметил Алиев.
Голословные обвинения президента Азербайджана Алиева в том, что "это осознанная фальсификация" или "попытка вывести Россию из-под ответственности", этим отчётом практически полностью опровергаются. Да, зафиксирован факт внешнего воздействия. Но при этом все перечисленные обстоятельства докладов, действий экипажа и диспетчеров подтверждают, что первичная обстановка соответствовала этим докладам, а не была искусственными фантазиями, как это Алиев пытался преподнести,
– отмечает первый министр госбезопасности ДНР, политический обозреватель Царьграда Андрей Пинчук.
Что с того?
Учитывая, что через агентство Reuters нередко вбрасывают нужные нарративы, приходим к выводу, что из трагедии AZAL хотят выжать все соки. Важно постоянно напоминать о катастрофе, подчёркивая, что виновата Россия. Для этого привлекаются ручные "военные эксперты" вроде упомянутого Михайлова. На стратегическом уровне это необходимо, чтобы демонизировать русских, продемонстрировать всему миру нашу "неадекватность" и опасность.
Но есть и тактические цели, которые преследует лично Алиев. Он будет по максимуму использовать трагедию для давления на Москву. Ему нужен повод для шантажа, чтобы потом можно было подороже продать свою благосклонность и "прощение". В этой же логике объясняются и последние безобразия с "Русским домом" в Баку, где сначала ловили шпионов, а недавно разглядели "экстремистскую" вывеску.
А во вторник, 5 февраля, стало известно о ещё одном финте Баку: президент Азербайджана Ильхам Алиев, который встречался с Зеленским на полях Давоса, подписал распоряжение о выделении Украине миллиона долларов – в качестве гуманитарной помощи. Впрочем, куда будут потрачены эти деньги на самом деле, большой вопрос. Вполне возможно – на финансирование ВСУ.