Конец "торгового безвиза": как ЕС отбрасывает украинское сельское хозяйство в 2021 год
С 18 мая прекращает действие режим беспошлинного ввоза аграрной продукции на территорию Европейского союза, который действовал с 2022 года как мера экономической поддержки Украины. Соответствующее решение было принято 7 мая Еврокомиссией. А с 5 июня заканчивается действие режима "торгового безвиза" и для всего украинского экспорта в Европу.
Теперь его будут облагать пошлинами и квотировать. Мнение Украины по этому вопросу не спрашивали и поставили её перед фактом, предложив, по словам представителя Еврокомиссии Олафа Гилла, "изучить другие возможности и начать переговоры об интеграции этого режима в соглашение о свободной торговле ЕС Украина".
По сути, спустя три года с начала специальной военной операции ЕС откатывает торговлю с Украиной в её изначальное состояние, очерченное условиями, на которые в 2014 году согласилась киевская власть, скоропостижно подписавшая и ратифицировавшая соглашение о свободной торговле с Евросоюзом, в котором оказалась масса изъятий и ограничений.
Назад в прошлое
В последние предмайданные годы Россия предлагала тогдашнему президенту Украины Виктору Януковичу создать "зерновой ОПЕК" картель для России, Украины и Казахстана, который позволил бы координировать внешнюю торговлю зерновыми. Киевская власть тогда от предложения отказалась, а без её согласия "зерновой ОПЕК" не имел смысла, так как Украина, в отличие от Казахстана, входила в топ-5 мировых производителей зерновых и обладала возможностью экспортировать свою продукцию в любую точку земного шара благодаря выходу в мировой океан.
Вместо "зернового ОПЕК" и вступления в Таможенный союз киевская власть подписала соглашение о евроассоциации, подразумевавшей и создание ЗСТ с Евросоюзом. Однако никакой свободной торговли на практике Украина не получила.
Европейские ветеринарные и санитарные нормы жёстче украинских, не говоря уже о стандартах торговых сетей к реализуемой ими сельскохозяйственной продукции. Чтобы украинскому яблоку попасть на европейский рынок, ему нужно соответствовать стандартам по внешнему виду и размеру, а это означает необходимость строительства инфраструктуры линий по сортировке и фруктохранилищ.
В условиях отсутствия сколь-либо внятной аграрной политики, свободных средств для субсидирования сельского хозяйства, украинское сельское хозяйство продолжало взятый в 1990-х курс на деградацию животноводства и сведения растениеводства к выращиваю зерновых и масличных как биржевых товаров, пользующихся стабильным спросом на мировом рынке. Это стимулировано создание крупных агрохолдингов-латифундий со специализацией на бикультурной сельскохозяйственной модели: холдинги постепенно наращивали свой земельный банк, и чем больше он становился, тем менее интересным для них было животноводство.
Крупных агрохолдингов в сфере животноводства привычных для России "Мираторга", "Экононивы" или "Агрохолдинга им. Ткачёва" со специализацией на производстве продуктов питания на Украине, как таковых, не возникло. Исключения UkrLandFarming Олега Бахматюка, специализирующийся на производстве куриного яйца, а также "Мироновский хлебопродукт" Юрия Косюка со специализацией на производстве курятины. Бахматюка и Косюка называли "яичным" и "куриным" королями Украины.
Проще говоря, украинская сельхозмодель является следствием разгосударствления, приватизации и последующей деградации сельского хозяйства УССР, которое в отсутствие государственной аграрной политики свелось к растениеводству. Как итог, "житница Европы" и до майдана не могла себя обеспечить продуктами питания, а теперь и подавно.
Европейские стандарты
В ЕС модель сельского хозяйства коренным образом отличалась от украинской. В силу существенных различий между странами по климату, площадям, почвам и населению, в ЕС десятилетиями (а порой и вовсе столетиями) складывалась своё разделение труда и страновая специализация. Общая закономерность проста: страны Западной Европы специализируются на животноводстве, а Восточной Европы - на растениеводстве.
В качестве примеров стоит привести Ирландию и Данию. В Ирландии в 2024 году насчитывалось 6,8 млн коров при населении в 5,1 млн человек. Для сравнения: в Белоруссии с населением в 9,5 млн человек чуть больше 1,5 млн коров. Дания многовековой лидер по свиноводству с сильнейшими позициями в селекции и генетике: свиней в стране в два раза больше, чем людей.
Для понимания несопоставимости масштабов животноводства: в ЕС к началу пандемии коронавируса и реализации программ по сокращению поголовья селькохозяйственных животных насчитывалось 150 млн свиней (40% приходится на Испанию с Германией) и 89 млн голов крупного рогатого скота (КРС). На Украине в 2014 году насчитывалось 7,9 млн голов свиней и 4,96 млн голов КРС.
Поэтому в ЕС сложилось своё разделение труда: Восточная Европа и Франция житницы, страны Западной Европы центры производства животноводческой продукции. Излишки продукции экспортировались, недостающая растениеводческая продукция импортировалась. В качестве механизма сдержек и противовесов использовались квоты и жёсткие нетарифные ограничения, а в качестве средства стимулирования и поддержки сельхозпроизводителей активно применялись субсидии.
Основой сельхозпроизводителей во многих странах являются мелкие и средние фермеры, объединённые между собой различными ассоциациями.
Огонь и вода
Даже из этого предельно упрощённого описания различий сельскохозяйственных моделей Украины и Евросоюза видна их несовместимость. Подписав в 2014 году соглашение о евроассоциации, киевская власть согласилась принять европейские правила "игры" и европейские стандарты к сельхозпродукции, а заодно окончательно упустила свой шанс на трансформацию своего сельского хозяйства.
Как следствие, доступ для основных украинских сельхозпродуктов зерновых и масличных на европейский рынок был закрыт, место там нашли лишь весьма специфичные виды продукции. Квоты по ряду товарных позиций украинскими экспортёрами выбирались в первые месяцы, а то и вовсе недели, нового года, а поставки за пределами квот не имели смысла в силу действовавших со стороны ЕС ввозных пошлин, которым ЕС защищал своих сельскохозяйственных производителей.
До СВО ситуацию для украинских латифундий (и не только) спасал экспорт в страны дальнего зарубежья. С началом СВО, заблокировавшей с февраля по июль 2022 года морские порты Украины, спасением стал рынок Европейского союза. Там без особого ропота терпели украинскую продукцию в 2022 году, но с начала 2023 года начался не просто ропот, а поднялся открытый бунт стран Восточной Европы против евробюрократии, отменившей квоты и пошлины для украинской продукции.
Именно страны Восточной Европы сильнее всего пострадали от украинского зерна и семечки, которые были дешевле местных, что позволило им потеснить восточноевропейскую продукцию. Именно поэтому украинскую кукурузу в рамках "зерновой сделки" активнее всего покупала Испания дешёвое зерно увеличивало рентабельность местного животноводства.
Евробюрократия с бунтом Восточной Европы ничего поделать не смогла и была вынуждена согласиться с введённым на национальном уровне запретом на импорт многих категорий украинской сельхозпродукции, закрепив его впоследствии на наднациональном уровне. Весну и лето 2023 года украинское сельское хозяйство штормило: Россия усиливала нажим на Киев по "зерновой сделке", сперва принуждая Киев и ЕС выполнить взятые на себя обязательства с помощью "итальянской забастовки" инспекторов, досматривающих сухогрузы, а затем и вовсе вышла из сделки. Но к октябрю 2023 года, когда киевской власти удалось обеспечить каботажное судоходство вдоль берега Одесской области, заработал черноморский морской коридор, и Украина начала возвращать себе утраченные рынки дальнего зарубежья.
Примерно тогда же ЕС разработал механизм "экстренного торможения": в случае резкого роста объёмов импорта украинской сельхозпродукции на рынки стран Евросоюза или превышения ими объёмов квот, установленных из средних показателей ввоза в 20222023 годах, могли вводиться пошлины.
Весь 2024 год Украина прожила в этом режиме: морской экспорт вырос с 54,8 млн тонн до 87,2 млн тонн, а поставки отдельных видов продукции в ЕС останавливались по мере превышения квот. Тем не менее, по итогам 2024 года Украина экспортировала в ЕС товаров на 24,5 млрд долларов, что на 1 млрд долларов больше, чем в 2023 году. 59% украинского экспорта пришлось на страны Евросоюза, он же обеспечил Украине половину импорта.
Но куда интереснее изменение украинского сельхозэкспорта в ЕС. В 2024 году, по сравнению с 2021 годом, экспорт зерновых с Украины в Евросоюз вырос на 2,7 млрд евро (4,4 млрд евро), животных и растительных жиров экспортировали на 1 млрд евро больше (3,1 млрд евро), объёмы экспорта масличных семян и связанных с ними продуктов увеличились на 1,1 млрд евро (2,5 млрд евро).
Примерно в начале весны 2025 года стало понятно, что евробюрократы режим льготной торговли с Украиной отменят. Собственно, этот момент по сельхозпродукции наступит 18 мая, а по остальным товарным категориям - с 5 июня.
Что дальше
Очевидно, что отменённый режим льготной торговли с Украиной снова восстановить не получится Украина была и остаётся лишней в европейском сельскохозяйственном разделении труда. Первые несколько лет пострадавшие от украинской продукции европейские фермеры будут компенсировать свои убытки, а на любые торговые послабления Украине будут реагировать резко отрицательно.
Переговоры об интеграции свободной торговли в соглашение о евроассоциации могут вестись годами, а если и увенчаются успехом, то затронут крайне специфические товарные группы, которые не делают погоды ни в украинском сельском хозяйстве, ни в украинском экспорте.
Обойти европейские ограничения украинским сельхозпроизводителям не получится. Не слишком помогут отдельным агрохолдингам, например тому же "Мироновскому хлебопродукту" и предприятия в ЕС: между ними и украинскими птицефермами не получится создать кооперационные связи.
Поэтому морской экспорт становится единственным выходом для украинских сельскохозяйственных производителей. А это может привести как к ужесточению противостояния между Россией и Украиной в Черноморском бассейне (удары по портам, атаки на инфраструктуру Черноморского флота России), так и к неожиданным переговорам наподобие перезагрузки "зерновой сделки".
Впрочем, если исходить из общего настроя киевской власти и безуспешности попыток США убедить ЕС в необходимости возобновить действие "зерновой сделки", в эскалацию поверить куда легче, чем в переговоры. Тем более, что зависимость Украины от морского транспорта будет лишь усиливаться.
Читайте также Экономика Украины и война: нацисты против детских книжек и минеральная капитуляция