Европа готова пойти на раздел Украины, но конфликт с Россией продолжится: немецкий политолог Рар дал прогноз
Политики, стоящие у власти в большинстве стран Старого Света, ведут дело к масштабному конфликту с нашей страной.
После того, как год назад в Вашингтоне появилась новая президентская администрация, центр антироссийского психоза на Западе уверенно сместился в Европу. Там практически полностью взяли на свой кош киевский режим, Евросоюз только что принял очередной, уже 20-й по счету, пакет санкций против России, в Брюсселе пытаются завладеть нашими замороженными активами на двести с лишним миллиардов евро. Звучат угрозы захватывать танкеры с российской нефтью, закрыть для русских Балтику и выход в Средиземноморье. Неужто Старый Свет готовит новый крестовый поход на Москву?
Об этом сайт KP.RU поговорили с известным немецким политологом, председателем Евразийского общества в Берлине Александром Раром.
- Из европейских столиц мы слышим в последнее время ужасающие заявления: Европа через три-четыре года должна быть готова к началу войны с Россией. Они действительно собрались с нами воевать?
- Я хорошо помню, как еще в 90-е годы на разных закрытых европейских совещаниях из уст политиков высшего ранга звучали опасения: Россия сейчас повержена, но она рано или поздно начнет восстанавливать свою сферу влияния - возрождать империю, как они выражались. Допустить этого категорически нельзя, и Западу придется защищать Украину, Прибалтику и, может быть, даже Польшу...
И вот именно эти тогдашние страхи сегодня стали реальностью. Европа не хочет отдавать Украину, считая, что без этого буфера Россия слишком близко придвинется к границам традиционного Старого Света и будет угрожать его безопасности.
- Сейчас европейцы снабжают Украину деньгами и оружием. А что дальше - введут туда войска?
- Думаю, до них постепенно доходит, что вступать в прямой конфликт с атомной державой - это подписать себе смертный приговор. Тем более, что изначально европейцы безоговорочно верили в поддержку США, но сейчас все поменялись.
Да, в Берлине, Париже, других столицах очень надеются, что Трамп перессорится с Путиным и Америка вернется в Европу. Или надо просто перетерпеть Дональда, тогда через те самые три-четыре года в Белый дом опять въедет нормальный президент, который возродит классическое евро-атлантическое партнерство.
В то же время растет ощущение, что Европа, скрежеща зубами, готова пойти на раздел Украины, понимая, что по-другому уже не выйдет. И в этом случае ради сохранения лица какие-то не натовские, а отдельные европейские военные контингенты в западную часть Украины могут зайти.
- Получается путь в тупик: конфронтация усилится, сместится лишь линия противостояния.
- Россия для Европы всегда была врагом. В Германии, слава богу, находились люди вроде Вилли Брандта (канцлер ФРГ в 19691974 г.г. - Ред.) или Герхарда Шредера (канцлер Германии в 19982005 г.г. - Ред.), которые выступали за сближение с СССР, Россией - я участвовал в этой работе. И наивно думал, что весь немецкий политикум, всех европейцев можно перевести на рельсы безопасного сосуществования, выгодного сотрудничества с огромным восточным соседом.
Увы, я ошибся. В сегодняшних немецких элитах идентичность Европы полностью строится на галимой идеологии - на антирусизме и противостоянии с Россией. То же самое происходит во Франции, Скандинавии, не говорю уж про Британию.
Тут дело даже не в украинском кризисе, не в территориях. Эти элиты уверены, что мы были, есть и всегда будем в цивилизационном конфликте с Россией.
На вашу страну смотрят как на опасную альтернативу либеральному западному укладу. Парадокс, но мы сейчас попали под сильное влияние прибалтов и поляков, которые фактически вошли в НАТО и в Евросоюз не для того, чтобы строить общую красивую Европу от Лиссабона до Владивостока, а чтобы бодаться, а то и воевать с Россией.
- Вы говорите о цивилизационной пропасти. То есть даже если допустить, что Москва когда-нибудь станет проводить прозападный курс, как в лихие девяностые, европейцев это тоже не переубедит?
- Прозападный курс означает полную сдачу интересов. Я долгие годы работал с Геншером (Ганс-Дитрих Геншер, глава МИД и вице-канцлер ФРГ в 1974-1992 г.г. - Ред.), с Баром (Эгон Бар - соратник Вилли Брандта, автор концепции по смягчению напряжения между Восточной и Западной Европой - Ред.), с этим поколением немецких политиков. Они так не думали.
Это люди говорили: без России Европу строить невозможно. Они знали тысячелетнюю российскую историю, понимали что у Москвы есть свои жизненно важные интересы на европейском пространстве, и их надо уважать.
В конце концов, они помнили Второю мировую войну и очень боялись новой - ядерной. А нынешние ничего не помнят, да и попросту не знают. Для них свет в окошке - либеральные европейские ценности, которые необходимо защитить.
- Ну хорошо - это взгляды политиков. А народ-то их разделяет?
- Этот вопрос мне задают в каждом интервью. Я отвечаю честно: нашим властям наплевать на то, что думают люди. Большинство людей совершенно не хотят войны с Россией. Но политику определяют элиты, а не народ.
- Но их выбирают. Сейчас в Европе растет популярность правых партий: Альтернатива для Германии, Национальное объединение во Франции... Они к России относятся с куда большим пониманием. Если придут к власти, возможна перемена курса?
- Да, если Европа резко поправеет, в том плане, что в Германии правительство будет формировать АдГ, во Франции - партия Марин Ле Пен, в Италии укрепится Джорджа Мелони и люди вокруг нее, то отношения с Россией могут улучшиться. Дружбы не будет, но торговля пойдет.
Такие силы есть всюду - и в Испании, и в Восточной Европе: Орбан в Венгрии, Фицо в Словакии...
- Вот о торговле. Неплохие экономические связи у нас были даже во время холодной войны. А сейчас Евросоюз вводит самозапрет на импорт наших углеводородов, в ущерб себе рвет все торговые отношения. Ведь это бьет по карману простых людей в самой Европе - зачем?
- Очень просто. Руководство ЕС очень надеется, что росийская экономика из-за этих санкций рухнет раньше. Есть очень хороший термин - триумфализм западных элит. Они помнят развал Советского Союза, которого Запад добился без крови для себя, но широко используя экономическое давление, в том числе манипулируя ценами на нефть. Вот и пытаются повторить тот успех, не понимая, что сегодняшняя Россия многому научилась за тридцать с лишним лет и в экономическом плане чувствует себя гораздо увереннее.
- Но так ведь не может продолжаться вечно. Иначе мы действительно скатимся в войне.
- Я вам так скажу. Россия не может проиграть на Украине. Но и Европа не может проиграть, потому что это самая сильная мягкая империя, которая когда-либо была выстроена после Карла Великого. Так люди воспитаны, так преподается в университетах, люди живут этим всем, это политическая мысль, которая здесь доминирует. Поэтому слабину никто давать не хочет.
Мне кажется, эта конфликтная ситуация даже после окончания боевых действий на Украине будет длиться еще десятилетиями, пока не отыщется какая-то другая развязка.
- Печальный прогноз...
- Но я все-таки верю в позитивизм истории. Нас еще ждут глобальные вызовы: посмотрите на Ближний Восток, где все сильнее проявляется ядерная угроза, на захлестывающие все больше пространство мигрантские волны с Юга... И тогда и политики, и простые люди в Европе станут говорить: нам нужна Россия, нельзя ни в коем случае ссориться. С общими проблемами надо бороться сообща - спасать себя и искать плечо другого.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Без радужного будущего: Лавров резко высказался о политике США