Сегодняшний наш культурный обзор посвящен песням и их исполнителям. В России "мадам Брошкина" дала интервью о себе и о родине; на Украине внесли на сайт "Миротворец" исполнительницу хита про Святую Русь, а в высоких киевских кабинетах придумывают как похитрее переписать национальный гимн так, чтобы стереть из памяти украинцев ужасы и потери войны
О чём Пугачёва "спела" в интервью иноагенту Гордеевой*?
Культурным гвоздём недели, безусловно, стало интервью Аллы Пугачевой Катерине Гордеевой* – певица впервые разоткровенничалась после начала СВО и рассказала о том, как её "предала родина", насколько велика гордыня России, каким интеллигентным был террорист Дудаев и почему она не хочет жить при сталинизме. Очень заметно, что Пугачева долго копила обиды и раздирала душевные ранки, а потом вылила весь гной и яд на головы бывшим поклонникам.
На самом-то деле интервью это – политический заказ, через который Пугачёва рассказала о том, как прекрасна была эпоха Горбачёва с его перестройкой и насколько она контрастирует с построенным современным ГУЛАГом (хотя её предупреждали, что за перестройкой последуют перестрелка и перекличка…) Она намеренно сгущает краски, рассказывая о травле детей "врагов народа" в элитной гимназии, о признании Максима Галкина* иноагентом и о выдворении семьи Пугачёвых из-за их антивоенной позиции. В общем, 1937 год, не меньше.
"Это была такая острая боль для меня, что так происходит. Я не понимаю, почему мнение неглупых людей так пресекается. Я бы не промолчала, мне лучше было бы уехать, я знала, чем это может закончиться. И Максим не промолчал бы, потому что есть такое понятие как совесть, и она дороже всего".
По мнению "совести нации", в трудный момент главное не сплотиться для защиты страны, а рассказать родине, почему она не права. Вот это и есть настоящий патриотизм...
Почему Пугачева не говорит горькую правду в глаза своей новой израильской родине, которая последовательно бомбит Газу, Иран, Катар, певица не поясняет. Как и то, почему продолжает жить в стране, "которая воюет со своими соседями".
Пугачева экстраполирует свои настроения на всех россиян: "Кому нравится это, война? Пожалуй, никому. Тем более, когда война с братьями". Пугачева отметила, что она ребенок войны и всегда считала, что начинать новые – ошибка. По ее словам, она бы первая "побежала защищать Родину", но не понимает целей СВО.
И чем, cкажите, эти высказывания отличаются от пафосных клятв украинских артистов, сбежавших из неньки и обожающих ее из Канады или Германии? Неудивительно, что среди украинских поклонников Пугачёвой её интервью произвело фурор, поэтому они не стали особо разбираться в деталях. А зря...
Из интервью видно, что Пугачёва уехала не в знак протеста, а для поправки здоровья в Израиле, где ее "буквально спасли". А тот момент, где Алла Борисовна встречается с Серёженькой (первый заместитель главы АП РФ Сергей Кириенко) и просит его закрыть рты всем критикам семьи "Пугалкиных"? Как-то это не очень похоже на "нетвойне", зато сильно напоминает привычку украинских сановников стучать на неудобных граждан в СБУ или куда повыше.
Так может, как раз это сближает Пугачеву с её украинской аудиторией? Или то, что она обвиняет российскую власть в гордыне и в неумении договариваться? Вообще-то очень интересно, как большое интервью певицы со старательно встроенными в него тезисами о недоговороспособности России совпало с усиливающимся давлением Запада на РФ, не желающей идти на заморозку в стиле "Минска-2". И тут Пугачева такая: "в XXI веке хочется, чтобы конфликты решались не войнами, а дипломатией и умением договариваться. "Это что, так сложно?"".
Неудивительно, что оценки интервью Пугачевой разные. Например, дипломат Мария Захарова назвала откровения "мадам Брошкиной" базаром лицемерия, а тренер Татьяна Тарасова заявила, что никто не имеет права обсуждать и осуждать "звезду". Значит, зацепило всех.
Раздав всем сестрам по серьгам, Пугачева заявила, что предателем себя не считает: "А что я, собственно, предала? Я давно сказала, что могу покинуть страну, если она меня предаст. Она меня предала".
Она явно решила сыграть роль жертвы и первой пошла в наступление. Ну и кто теперь напомнит оскорблённой и "невинно оболганной" женщине о ее участии в русофобских фестивалях, сборах средств на ВСУ, поддержке иноагента Галкина, открыто выступившего против политики России и восхвалявшего киевский режим? Но даже не это главное в интервью примадонны, а то, что она ставит знак равенства между собой и родиной. Опять-таки, сильно напоминает украинских галичан-патриотов, которые всерьёз утверждали, что Советский Союз необходимо уничтожить лишь за то, что он "замучил великого поэта Василя Стуса".
Пугачёва так расхваливала дипломатию Горбачёва и интеллигентность Дудаева, что становится понятно: она и так пересидела в России лишние 20 лет, крутя все это время дулю в кармане. Недаром же погасшая "звезда" откровенно сообщает, что по России не скучает и вполне научилась жить без нее.
В общем, Пугачева по-прежнему считает себя моральным авторитетом для россиян, как и те, кто сподвигли её выйти в эфир и воздействовать на публику, для которой хамон и айфон важнее помощи фронту. Но это и хорошо: значит, кроме 75-летнего "Арлекина" найти на эту роль никого не удалось, а паства иноагентов становится всё малочисленней.
Гимнопение на новый лад: Украина хочет сменить пораженческую пластинку
На Украине решили перепеть главную мелодию страны – государственный гимн Незалежной. На сайте правительства появилась даже петиция с предложением изменить пораженческий текст гимна, отказавшись от упоминаний смерти и страданий почти в каждой строчке.
Инициатива, кстати, не нова. Вы не поверите, но в 2010-м году сделать гимн более оптимистичным предлагал Нестор Шуфрич – тогдашний руководитель МЧС хотел сделать первые строчки главной песни страны не столь депрессивными. Слова "Ще не вмерла України і слава, і воля" ("Еще не умерла слава и воля Украины") он предложил заменить на "Вічно буде Україна, її слава й воля" ("Вечно будет Украина, ее слава и воля"). Cейчас политик "закрыт" в СИЗО как политзаключенный, но идею подхватили оппоненты Шуфрича. И настаивают на том, что текст гимна, основанный на стихотворении Павла Чубинского 1862 года, транслирует "энергию борьбы, страха, боли и потерь", в то время как стране необходим "гимн пробуждения, единства, любви, мира и процветания".
Автор призывает полностью отказаться от стихотворения Павла Чубинского, который в свое время просто адаптировал под Украину польский гимн "Еще Польска не сгинела", и предлагает текст собственного сочинения, который, по её мнению, станет "гимном пробуждения, единства, любви, мира и процветания". В нем вместо первой строки "Еще не погибла Украины и слава, и воля" предлагается петь "Процветает Украина – и слава и воля".
Петиция размещена 23 июня, и за три месяца должна набрать 25 тысяч голосов, чтобы ее рассмотрели государственные органы, но пока под ней подписалось чуть больше 9 000 украинцев.
Кстати, 1 сентября была зарегистрирована ещё одна петиция, автор которой также считает нынешний текст слишком мрачным и трагическим для объединяющей нацию песни. В общем, больше гимнов хороших и разных!
Ну а если серьезно, то за спорами о формулировках просматривается куда более глубокая проблема. Попытки переписать гимн – не просто эстетика, а работа с кодом национальной идентичности. Украинская элита в очередной раз пытается "перепрошить" символы государства, чтобы через язык и музыку закрепить новый нарратив: уход от памяти о потерях и жертвах в ходе развязанной Западом и Зеленским войны, к картинке светлого будущего. Типа давайте просто забудем о погибших всушниках, утраченных территориях и потерянных недрах и будем вдохновляться восстановлением кургузой страны.
Правда, число подписей под петициями показывает, что украинцы не горят желанием ремонтировать символы страны, а cама идея гимнопеределки становится показателем раскола внутри украинского общества – между теми, кто хочет сохранить историческую основу, и теми, кто стремится сконструировать новый образ страны под текущую политическую повестку.
Но пока "Щеневмерла" пользуется и старым гимном, и бандеровскими методами, устраивая показательные репрессии против российских певцов и артистов.
На "Миротворец" внесли исполнительницу песни "Матушка"
Так, в скандальной украинской базе "Миротворец" появилась карточка на российскую певицу Татьяну Куртукову, известную по хиту "Матушка". Песня реально стала занозонькой для бандеровцев, но вот внести исполнительницу в базу "Миротворца" они решились почти через год после её презентации, обвинив Куртукову в поддержке спецоперации, хотя в хите поется только "про него и про любовь".
"Культурные" каратели и здесь нашли выход: конкретным поводом для занесения в чёрный список стало участие певицы в прошлогоднем "Голубом огоньке", где среди гостей были ветераны СВО.
На первый взгляд, это очередная запись в скандально известном реестре. Но на самом деле подобные шаги показывают, что киевский режим использует "Миротворец" как механизм реконструкции общего культурного пространства. Каждый новый "фигурант" – это сигнал аудитории: поддержка России автоматически означает клеймо "врага". И неважно – поёт человек, пишет стихи или снимает кино. Поэтому за последние недели базу "Миротворца" пополнили режиссер Жора Крыжовников, актер Павел Деревянко, актриса Александра Бортич и даже голливудская звезда Вуди Аллен.
Так что история с исполнительницей популярных строк про святую Русь не частный эпизод, а часть системной стратегии, которой Киев пользуется с майданных времён – через чёрные списки создаётся новая культурная граница, где искусство, музыка и личная биография подчиняются политической лояльности. Это способ конструирования идентичности "своих" и "чужих" на уровне массового сознания, отрыв Украины от России и способ постоянно поддерживать ненависть ко всему русскому – от театра до песен. Пока что это получается.
* Внесена в список иноагентов Минюста.





































