Истощение помощи и финансовый обрыв. Украину может ждать кризис в 2026 году

ГлавнаяЭкономика и бизнесСтатья

Истощение помощи и финансовый обрыв. Украину может ждать кризис в 2026 году

Истощение помощи и финансовый обрыв. Украину может ждать кризис в 2026 году

Отсутствие у киевского режима финансовых гарантий со стороны Запада ведет к тому, что уже весной 2026 года Украина столкнется с бюджетным кризисом, который не удастся разрешить конфискацией российских активов в Европе.

Опрошенные эксперты рассказали ТАСС, что может ожидать Украину в 2026 году.

Финансовый обрыв

Доцент кафедры экономической безопасности Института права и национальной безопасности РАНХиГС Николай Гапоненко напомнил, что в 2024 году потребность во внешнем финансировании оценивалась в $42 млрд, и в нынешнем, по прогнозам Всемирного банка и правительства Украины, эта цифра может сохраниться на том же уровне или вырасти.

Экономист при этом обратил внимание на то, что США, ЕС и Международный валютный фонд (МВФ) не гарантировали Украине регулярную финансовую помощь. "Основная проблема - истощение помощи, - заметил Гапоненко. - Политические дебаты в Конгрессе США неоднократно задерживали выделение средств, создавая риски макроэкономической стабильности. Евросоюз также испытывает сложности с выполнением своих обязательств в полном объеме и в срок. Это создает "финансовый обрыв", с которого Украина может рухнуть в начале 2026 года, с рисками гиперинфляции, приостановки социальных выплат и подрыва обороноспособности".

Аналогичного мнения придерживается политолог, преподаватель РЭУ им. Г. В. Плеханова Борис Первушин. "На фоне ослабевающей экономики и растущих социальных расходов, европейские страны все меньше хотят нести бремя финансирования Украины, - сказал он. - По оценкам Киева, из необходимых средств на будущий год подтверждена лишь треть, и то лишь на уровне обещаний. Без новых вливаний страна столкнется с бюджетным кризисом уже весной".

Ответ будет молниеносным

Ради спасения киевского режима ЕС не отбрасывает вариант экспроприации российских активов, замороженных с 2022 года в депозитарии на территории Бельгии. Их общий объем оценивается в €250 млн.

ЕС уже передает Украине средства от доходов с замороженных активов, однако конфисковать или использовать их в качестве гарантии предоставления кредита пока не готов - риски слишком высоки.

"Последнее совещание так называемой коалиции желающих показало, что прежнего единства больше нет, - отметил Первушин. - Киев рассчитывал на замороженные российские активы, размещенные в бельгийском депозитарии Euroclear, но решение вновь перенесли. Бельгия не готова рисковать собственной финансовой системой, понимая, что доходы от Euroclear - важная часть ее бюджета. Против инициативы выступают и Франция с Германией, опасающиеся подрыва доверия к европейской банковской и правовой системам".

Маловероятным вариант с конфискацией российских активов считает и Гапоненко. "Процесс упирается в поиск юридически безупречной формы, которая не спровоцирует кризис доверия к европейской финансовой системе, - сказал он. - В случае же конфискации ответ России будет асимметричен, жестким и многоуровневым, поскольку объем замороженных активов Запада в России несопоставим. Действия России будут направлены на максимизацию издержек для Европы".

Гапоненко уточнил, что Банк России в начале 2022 года оценил прямые иностранные инвестиции из ЕС в Россию в €288 млрд. "Хотя большая часть этих инвестиций уже обесценилась или списана, их формальный статус и потенциальные возможности для восстановления в будущем будут полностью уничтожены. Россия может юридически заблокировать любые претензии по этим активам на десятилетия вперед", - заметил эксперт, добавив, что ответным шагом России станет полная и безвозмездная национализация переданных во временное управление западных активов.

"Попытка использовать российские деньги против Москвы обернется для Европы экономической катастрофой", - заключил Первушин.