Ультиматум Ирану: капитуляция или удар
Завтра, 17 февраля, в Женеве одновременно пройдут переговоры и по Украине, и по Ирану. Одновременно. Я практически убежден, что дата выбрана неслучайно. 17 и 18 февраля – дата, которую хотят использовать архитекторы иранских протестов. Исполняется 40 дней траура по погибшим во время волнений. WSJ писал, что торговцы на Гранд-базаре в Тегеране призывали вновь выйти на улицы. В страну нелегально завезены тысячи терминалов "Старлинк".
Ситуация вокруг Ирана вступила в решающую фазу. Администрация Трампа и Израиль выдвигают ультиматум и готовят удар. Единодушие Вашингтона и Иерусалима формулирует условия, которые Иран принять не может по определению, что делает силовой сценарий не просто вероятным, а почти неизбежным.
Выступая на Конференции президентов крупнейших американских еврейских организаций, премьер-министр Израиля Нетаньяху обнародовал «формулу сделки».
Во-первых, ядерное разоружение без права на восстановление. Речь идет не о заморозке обогащения урана, а о физическом вывозе всех уже наработанных материалов за пределы страны и полном демонтаже инфраструктуры. Тегеран должен лишиться не просто бомбы, а самой технологии.
Во-вторых, обезвреживание ракетного щита. Нетаньяху требует ограничить дальность иранских ракет 300 километрами. Этого достаточно для ударов по соседям и американским базам, но недостаточно, чтобы достать до Израиля. Для персов, сделавшей ракетную программу основой своего сдерживания, это требование равносильно добровольному ослеплению или отсечению рук, которые способны держать меч.
В-третьих – демонтаж шиитской «оси сопротивления». Иран должен отказаться от поддержки группировок в регионе: «Хезболлы» в Ливане, хуситов в Йемене, шиитских ополчений в Ираке и Сирии.
На мой взгляд, третье условие делает сделку вообще невозможной. Поддержка «оси» - это не просто пункт внешней политики, это идеологический и религиозный фундамент существования Исламской Республики. Концепция «экспорта исламской революции» и защиты шиитов по всему миру является государствообразующей. Отказ от поддержки единоверцев в регионе - это не дипломатическая уступка, а идеологическое самоубийство. Подрыв его легитимности в глазах собственного населения и наиболее преданных сторонников - Корпуса стражей исламской революции (КСИР).
Требования Запада и Израиля неприемлемы для аятолл. Они отвергнут их. Но Белый дом делает ставку не на дипломатию. Как сообщает Reuters со ссылкой на источники в Пентагоне, США готовятся к проведению многонедельной военной операции против Ирана, которая будет принципиально отличаться от ограниченных ударов прошлого.
Масштаб подготовки не оставляет сомнений в серьезности намерений. В регион стягиваются колоссальные силы: вторая авианосная ударная группа, эсминцы, истребители и тысячи военнослужащих. Принципиальное отличие новых планов в том, что целями могут стать не только ядерные объекты, но и государственные институты, объекты силовых структур, штаб-квартиры КСИР.
В Вашингтоне понимают, что Иран ответит. У Тегерана огромный арсенал баллистических ракет, способных накрыть американские базы от Катара до Турции. И если посмотреть на то, что творится на границах Ирана – давление США на проиранских политиков Ирака и нефтяной вопрос, сдача курдов в Сирии в угоду Турции и новой власти в Дамаске, визит Венса в Азербайджан по «Зангезурскому коридору» - все это тоже признаки готовящейся масштабной операции помимо военных приготовлений. Америкой она планируется именно как затяжная - с серией ответных ударов и контрударов, которые могут втянуть весь Ближний Восток в полномасштабную войну.
С. Шилов




































