Верховная рада приняла закон, которым разрешает украинскому «Энергоатому» приобрести у Болгарии два российских реактора ВВЭР-1000 для достройки третьего и четвёртого энергоблоков Хмельницкой АЭС, которые к настоящему времени готовы соответственно на 85 и 20% (тут стоит добавить, что если бы соблюдались договорённости от 2010 года с Россией о достройке станции, расторгнутые в 2015-м Порошенко, то блоки были бы давно построены). Так вот, болгарские реакторы были более десяти лет назад куплены у «Росатома» для АЭС «Белене», но свою АЭС Болгарии построить не дали, и с тех пор они лежат без дела. Болгары приняли закон, по которому реакторы нельзя продать дешевле $600 млн. А когда выяснилось, что Украина хочет их купить и других покупателей нет, был проведён аудит, согласно которому реакторы теперь стоят $1,1 млрд.
Депутаты фракции бывшего президента Порошенко «Европейская солидарность» и фракции соросят* «Голос» бурно протестовали по двум причинам: во-первых — потому что реакторы российские, во-вторых — потому что утверждали, что речь идёт о трате целого миллиарда долларов, который, конечно, лучше пустить на армию.
Украина со времён Союза — самая насыщенная АЭС республика. Начиная с перестройки там массово закрывались фабрики и заводы. На то, что осталось, АЭС хватало с головой. Избыточные энергетические мощности позволяют Украине выживать после обстрелов ВКС РФ.
Но сейчас идёт война, и если начать строить АЭС, то это точно растянется на очень длительный срок. Байден накачал Украину деньгами — последний транш в $20 млрд даже не распределён. И смысл тратить деньги сейчас только один — распилить всё, что можно распилить. Денег в бюджете так много, что нормальными темпами не украдёшь столько. Приходится придумывать супераферы.
Если договориться с болгарами, то разницу между $600 млн и $1,1 млрд можно будет поделить и положить в карман. Об этом говорят в парламенте. И я верю депутатам. Главное для Зеленского — быстро сделать по этому контракту предоплату. Вот он и торопится.
Комитет же по антикоррупционной политике был против этой сделки якобы из-за того, что не анализировалась возможность использования других типов реакторов. Так, комитет говорил, что Украине вообще не нужен реактор ВВЭР, поскольку он российский. На самом деле всё это — просто лоббизм американской компании Westinghouse, готовой продать Украине свои реакторы, которые много лет лежат без дела в США. И желание получить свою долю за молчание.
Возвращаясь к нынешней ситуации. Зеленский прячет стоимость сделки с Болгарией, в законе не прописана сумма покупки реакторов, но о миллиарде с лишним долларов говорят медиаресурсы, близкие к упомянутым двум фракциям.
Понятно, что и украинские депутаты, и СМИ сейчас будут говорить о коррупции и ещё активнее лоббировать Westinghouse (который их об этом не просит), поскольку они лишились такого ресурса, как деньги USAID. Поскольку профессиональные борцы с коррупцией на Украине являются активными лоббистами, коррупция там будет процветать и дальше.
Все, кто сейчас говорит о коррупции, и все, кто говорит о том, что не нужны российские реакторы, а нужны только американские, — все они просто вымогают таким образом у Ермака и Зеленского свою долю за молчание и поддержку. С Тимошенко уже поделились. Сегодня её фракция единогласно поддержала законопроект. Глядя на Тимошенко и на сумму отката, остальные чувствуют обиду, что они за бортом. В теме, но не в доле.
Украину сейчас грабят так, как будто это последний день и завтра уже не будет.
* Фонд «Открытое общество» (Open Society Foundation) — организация, деятельность которой признана нежелательной на территории РФ по решению Генеральной прокуратуры от 26.11.2015.