Очень часто в качестве оправданий того, что ВВС Украины все ещё способны совершать вылеты, называются железобетонные укрытия для авиатехники на авиабазах.

Однако, это не столько оправдание, сколько признание очень серьезной проблемы ВКС РФ. Это симптом отсутствия адекватных возможностей по выведению укреплённой инфраструктуры противника: технических, тактических, организационных. Особенно, в начале СВО.

Потому что специальные прочные железобетонные укрытия для самолётов и вертолётов - это не новинка 2020-х. С этой проблемой, например, столкнулись ВВС США и союзников во время войны 1991 г.

Ирак обладал большой и разветвлённой аэродромной инфраструктурой. И к началу кувейтского кризиса Ирак обладал на своих аэродромах 594 первоклассными железобетонными ангарами для самолётов и вертолётов. Эти ангары обеспечивали защиту от не слишком мощного ядерного взрыва над базой, а также от близкого взрыва обычных авиабомб.

Проектировались и строились эти укрытия подрядчиками из Британии, Бельгии, Франции и Югославии. Соответствуя верхней планке подобных сооружений на авиабазах НАТО в Западной Европе.

Кстати, укрытия прочные были и на базах захваченного иракскими силами Кувейта.

При этом, иракские авиабазы обладали возможностями по восстановлению повреждённых ВПП до пригодного состояния не более чем за 12 часов. Имелись запасы материалов, оборудование, штатный обученный персонал.

Последний часто имел опыт ремонтных работ после реальных атак ВВС Ирана, оснащённых вполне актуальными средствами поражения. Но иракцам все это не помогло.

С самого начала кампании аэродромы подвергались систематическому и планомерному разгрому. Выбивание инфраструктуры ВВС Ирака - было системно вписано в общую концепцию операции. Все делалось по единому замыслу и плану, в едином контексте воздушной войны против Ирака.

Во-первых, сначала взлётные полосы выбивались кассетными бомбами с бетонобойными поражающими элементами.

Во-вторых, вместе с попадающими суббоеприпасами по ВПП применялись и авиационные кассетные средства дистанционного минирования. Минирование ВПП срывало быстрое проведение своевременных ремонтных работ.

В-третьих, по запертой в укрытиях прежними действиями технике, дальше работали специальные группы самолётов оснащенные высокоточным оружием: мощными управляемыми авиабомбами и ракетами с телевизионным или лазерным наведением.

Укрытия и технике поражались пробивая крышу укрытия прямым попаданием (бомбами обычно), либо пробиванием ворот укрытия (управляемые и ракеты и бомбы).

Эти удары проводились с первой ночи войны и до самого её конца.

Когда ПВО считалась слишком мощной, то налеты на базы проводились вместе с группой прорыва и подавления ПВО. Если была возможность, то для ударов могли выделить и F-117, которые могли атаковать цели заведомо безнаказанно.

Спустя менее двух недель с начала операции ВВС Ирака прекратили активную работу, и началась попытка эвакуация авиатехники перелетом в Иран.

К концу "Бури в пустыне" (на 43 сутки) было уничтожено или критически повреждено 375 укрытий из 594. А в укрытиях были выведены из строя 141 самолёт и вертолет. За 43 дня!

При том, что всех боевых вылетов против авиабаз Ирака было выполнено всего около 3000 за 43 дня кампании. Всех, а не только для поражения укрытий.

И прочные укрытия почему-то не стали какой-то дикой проблемой для штабов и авиации.

Как и мосты, например. Речи о непобедимости которых для авиационных средств поражения были одним из главных хитов 2022 г.

В общем, можно сравнить этот подход с работой по нейтрализации инфраструктуры базирования и технического обслуживания авиации ВСУ в ходе СВО.

В эпоху, когда общеизвестно было о средствах поражения укрытий для авиатехники позволяющих работать без захода в зону работы не только зенитной артиллерии или ЗРК малой дальности. А не как в 1991 г.

#1001вопрос

Военный Осведомитель

Очень часто в качестве оправданий того, что ВВС Украины все ещё способны совершать вылеты, называются железобетонные укрытия для авиатехники на авиабазах