Игра с шулером. Пока Зеленский у власти, любая мирная инициатива под угрозой

Игра с шулером. Пока Зеленский у власти, любая мирная инициатива под угрозой

Россия и США 24 марта провели переговоры в Эр-Рияде по черноморской инициативе. Сделка предполагает обеспечение в Черном море безопасности судоходства, неприменение силы и недопущение использования коммерческих судов в военных целях при организации надлежащих мер контроля путем досмотра таких судов. Кремль при этом в официальном заявлении на своем сайте оговорил обязательное условие сделки: договоренности по Черному морю вступят в силу только после того, как Запад снимет санкции с ряда российских банков и вновь подключит их к системе SWIFT.

Взаимовыгодная сделка

Само стремление Москвы и Вашингтона стабилизировать ситуацию в водах Черного моря вполне понятно. Например, у России выстроен целый ряд взаимовыгодных векторов отношений с крупнейшим черноморским игроком, Турцией. К тому же милитаризация черноморской акватории сильно отражается на экономике черноморских государств, а обсуждаемая сделка позволит государствам региона взаимодействовать без оглядки на новые мины и безэкипажные катера (БЭК) украинского происхождения. Более того, от спокойствия в регионе выиграют не только стороны инициативы — она необходима на глобальном уровне. Так, глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев в своем Telegram-канале написал, что данный шаг позволит обеспечить зерном дополнительно свыше 100 млн человек в мире.

Препятствия на пути реализации

При этом существует ряд факторов, которые ставят под сомнение саму реализацию инициативы. Во-первых, пока не ясно, выполнит ли западная сторона условия России для достижения перемирия с Украиной, хотя Трамп заявил, что внимательно их рассматривает. Одного согласия Вашингтона здесь недостаточно — ему необходимо надавить на своих партнеров, чтобы и те выполнили условия России.

Во-вторых, есть реальная вероятность того, что когда (и если) инициатива вступит в силу, на следующий же день киевский режим нарушит ее условия, как это уже было с мораторием на удары по энергетическим объектам, заключенным сроком на 30 дней начиная с 18 марта. Несмотря на достигнутые договоренности, ночью 21 марта Киев подорвал газоизмерительную станцию "Суджа". В Минобороны РФ подрыв назвали намеренной украинской провокацией, направленной на дискредитацию мирных инициатив президента Трампа.

И сейчас нет никаких гарантий, что Украина не ударит БЭКом, не потопит какое-либо судно или не попытается спровоцировать военную ситуацию на море, по обыкновению обвинив в этом Россию. Более того Зеленский уже заранее сделал заявление о том, что Россия нарушит возможное перемирие на Черном море. Потому что киевский режим — это единственный выгодоприобретатель затягивания переговоров. Чем дольше тянутся мирные переговоры России и США, тем дольше Зеленский удерживается у власти.

Поэтому он будет делать все, чтобы переговорный процесс длился долго: по возможности срывать его, провоцировать новые очаги напряженности, пытаться вбрасывать "мусорную" повестку в программу переговоров — словом, изо всех сил не дать мирным инициативам возможность реализоваться как минимум в ближайшие месяцы. Пока Зеленский остается у власти на Украине в любом статусе — легитимного президента, главы киевского режима, лидера некой милитаризованной хунты или уголовной шайки, которая захватила власть — можно не сомневаться - любая инициатива будет сорвана украинской стороной.

В этой связи непонятно, как американская переговорная сторона планирует контролировать выполнение черноморской сделки киевским режимом — на данный момент очевидно отсутствие у Вашингтона соответствующих рычагов и механизмов.

Между тем, наступает весенне-летний, аграрный период. Продукция, которая поставляется по Черному морю, востребована партнерами как Украины, как России. Кроме того, скоро откроется туристический сезон в Крыму, и трагедия 23 июня 2024 года, когда ВСУ нанесли ракетный удар по пляжу в Севастополе, не должна повториться. Американцы это прекрасно понимают, и, если у них есть желание реального мира - им в любом случае придется взять киевский режим под контроль.

Технический аспект

Возникает вопрос: как можно демилитаризовать Черное море с технической точки зрения? Понятно, что можно ликвидировать атаки БЭКов, если в какой-то идеальной ситуации Украина будут соблюдать это. Для плавающих же мин предусмотрены специальные технические средства обнаружения. Есть специальная авиация, которая занимается их отслеживанием, есть противоминные корабли, которые занимаются поиском и нейтрализацией этих опасных изделий.

Но для этого в первую очередь нужно, чтобы акватория Черного моря была безопасной. Военный корабль, который будет заниматься отслеживанием и нейтрализацией мин, должен работать без опасений, что по нему ударит БЭК. Поэтому пока не будет реализована черноморская инициатива, говорить о зачистке Черноморской акватории от мин преждевременно. Нужны специальные военные корабли и авиация, которые будут осуществлять мониторинг всей акватории Черного моря. Мины приплывали в Турцию, в Болгарию, в Румынию. Украина прикрывала ими свои портовые зоны уже в двадцать втором году. Сейчас опасность не столько в самих минах, которых уже не так много осталось в Черном море, сколько в возможность появления новых таких мин, потому что они могут оставаться на складах Украины еще в большом количестве.

Более того, пока британцы поставляют украинцам БЭКи, черноморская акватория не может быть безопасной. И здесь для России жизненно важно поставить еще одно условие: Вашингтон должен оказать давление на Лондон для прекращения поставок любых безэкипажных изделий украинскому режиму. Но это уже все в руках переговорной группы.