Ещё несколько слов о Гражданской войне в Испании в современном контексте
Гражданская война 1936 – 1939 годов в Испании действительно не отпускает, и Дмитрий Ермолаев прав: «По ком звонит колокол» - это главное произведение художественной литературы о ней и его надо читать и перечитывать. Лет пять тому назад я в очередной раз возвращался к нему и вновь открыл новые грани в том, что написал Хемингуэй, пришёл к каким-то своим новым мыслям.
Надо сказать, что и в отечественной литературе и кинематографе, литературе и кинематографе советской эпохи, эта война присутствует весомо. Отец главного героя одного из лучших романов о 1940-х – 1960-х годах, трилогии Юрия Германа «Дело, которому ты служишь» - «Дорогой мой человек» - «Я отвечаю за всё», погибает в Испании. Мысль о гибели отца в первой крупной схватке с фашизмом идет с Владимиром Устименко через всю жизнь, не только через Великую Отечественную. Там же в Испании пересекаются судьбы героев замечательного и культового, как сейчас говорят, для нескольких поколений фильма «Добровольцы», снятого по роману в стихах Евгения Долматовского, там воюет героиня кинодрамы Иосифа Хейфица «Салют, Мария!» и главные герои известного киноэпоса «Офицеры». Я уже не говорю о воспоминаниях боевых участников той войны из СССР, отражённых в их собственных книгах или книгах о них: А.И.Родимцева, Х.Д.Мамсурова, И.Г.Старинова.
Можно перечислять далее, но не в количестве, конечно, дело. Дело в том, что, хотя немало сюжетов, связанных с той войной, долгое время оставались для нас закрытыми, главное было абсолютно ясно: эта первая битва с фашизмом и подвиг её участников вдохновил на героизм и самопожертвование тех, кто встал на защиту нашей Родины в 1939, 1940 и, главное, в 1941 – 1945 годах. Напомню и о сотнях отважных испанцев со всеми своими умениями, приобретёнными во время войны с Франко, Гитлером и Муссолини на своей родине, которые пять лет спустя влились в ОМСБОН и другие специальные подразделения НКВД и Красной Армии и самоотверженно сражались в них за всё то, за что сражались наши отцы и деды.
Не отпускает нас война в Испании не только в силу исторической памяти, но и в силу очевидных политических параллелей с современностью. В определённом смысле аналогом тех событий на Иберийском полуострове являются события последних десяти лет на Украине: приход не устраивающей Запад власти, переворот, внешнее военное вмешательство на стороне нацистов. И второе, что особенно важно: это тоже, как и в Испании, не главная война, а её предвестие, «репетиция», если можно так сказать, будущей мировой драмы.
Эта «репетиция» предстоящей глобальной схватки с возродившимися силами фашизма и других форм диктатуры капитала могла бы состояться не у границ обрезанной России, не на территории бывшей единой страны – победительницы Гитлера, Муссолини, Маннергейма, Антонеску, Хорти и прочих, а хотя бы в относительном отдалении от них, на Балканах. Но на ту войну мы не пошли. Более того, в начальной её стадии подыграли агрессору, а когда на короткое время к нам вернулось понимание того, что в Югославии делают США и Запад в целом и чем это чревато для нас, и показали зубы (бросок на Приштину), мы уже ничего существенного сделать не смогли. И тоже, как и среди республиканцев в Испании, свою подлую роль сыграло внутреннее предательство.
К концу 1937 года руководство СССР поняло, что фашизм в Испании не остановить и что союзников в будущей войне с Германией и её сателлитами у нашей страны может не быть. Оно занялось созданием условий для того, чтобы такие союзники у неё были, и умнейшим политическим манёвром добилось этого, подкрепив дипломатический успех 1939 года передвижением своих границ на Запад. Разносторонние уроки войны в Испании всегда, насколько я понимаю, не упускались сталинским руководством из виду. Поэтому и сейчас, храня историко-культурную память о первой международной коалиции в борьбе с чёрно-коричневым интернационалом, её победах и поражениях, надо глубоко знать и понимать эту борьбу.