Премьер-министр Польши Дональд Туск в эфире телеканала TVP Info:
Вопрос:
Господин премьер-министр, вы неоднократно заверяли, что Польша не будет отправлять своих солдат на Украину. Однако, когда я просматриваю интернет, то постоянно натыкаюсь на сообщения, в которых представители правых пугают людей возможной отправкой молодых польских граждан на Украину. Это окончательное решение?
Туск:
Да.
Вопрос:
Американцы осведомлены об этом? Ведь генерал Келлог сказал то, что сказал, и это вызвало много шума.
Туск:
Я слышал от всех своих европейских партнёров, что это неправда. Президент Макрон, канцлер Мерц и премьер-министр Стармер также сразу отреагировали. Для меня это условие абсолютно неоспоримо и принципиально. Польша находится в авангарде коалиции тех стран, которые выступают предельно категорично по этому поводу, и мы будем придерживаться своей позиции: польские войска на Украину направлены не будут.Это наша обязанность — и выполняем мы её не только для себя, но и для всей Европы. Наша задача — охранять с помощью наших военных европейскую и польскую границы с Россией и Беларусью, а также организовать в Жешуве крупный логистический центр для переброски оружия и гуманитарной помощи Украине. Все это понимают — здесь нет никаких разногласий. Были опасения, что нам придется за это как-то расплачиваться: мол, если Польша не хочет, а Франция, Великобритания или Германия рассматривают другую позицию, то, возможно, нас не станут привлекать к переговорам или формированию европейской политики по Украине. Но ничего подобного не произошло. Я нахожусь в постоянном контакте — ежедневно мы общаемся, встречаемся, созваниваемся в нашем «квартете»: Великобритания, Франция, Германия и Польша. Иногда к нам присоединяется премьер-министр Италии, также есть регулярный контакт с президентом Трампом. Но именно мы последовательно и категорично заявили: польских войск на Украине не будет.
Вопрос:
Что по поводу выплат 800+ для украинцев? Ведь в следующем году закон о помощи не будет продлён — появится новый вариант?
Туск:
Это инициатива Рафала Тшасковского. Для меня очень важно, чтобы никто никогда не мог сказать, будто президент Рафал Тшасковский — противник Украины или других национальностей. Это человек, который действительно понимает суть вопроса. Очень похоже на ситуацию с украинским зерном: первым решением правительства Моравецкого было сделать всё, что возможно.Это касалось как поставок оружия Украине, так и социальных льгот для всех. Тогда вся Европа хотела помочь, но очень быстро стало ясно, что так продолжаться не может. Мы не можем позволить, чтобы украинское зерно захлестнуло польский рынок: это катастрофично для польских фермеров. Зерно — наиболее очевидный пример, но подобных случаев было несколько. Также мы не позволим, чтобы кто-то получал преимущества от польской социальной системы в массовом порядке, не проживая при этом здесь. Такие случаи уже были.
Если украинка с ребёнком живёт в Польше, работает или заботится о ребёнке, постоянно находится здесь, мы продолжим помогать. Но мы не допустим, чтобы средствами польских налогоплательщиков злоупотребляли те, кто строит планы на эту помощь, не имея к ней права.