Румыния пошла вразнос — люди против коррупции и вранья

Бухарест стал центром протестов в Румынии. В столицу со всех концов страны съехались сторонники оппозиционного кандидата Кэлина Джорджеску, чью победу в первом туре президентских выборов власти Румынии отменили через суд. Защитники Джорджеску, который призывал отказаться от помощи Украине и отменить антироссийские санкции, призвали провести второй тур голосования. Демонстранты блокировали работу органов власти и утверждали, что таких протестов Бухарест давно не видел.

За протестами следят военнослужащие НАТО

Для Соединенных Штатов Румыния — стратегически важная страна на восточном фланге НАТО, поскольку здесь размещены военные объекты США, а Бухарест активно участвует в миссиях и программах альянса. Любые изменения во внешнеполитическом курсе, особенно если победит кандидат, выступающий за сокращение сотрудничества с НАТО или за более тесные связи с Россией, неизбежно вызовут озабоченность в Вашингтоне. Румыния также имеет значение для США в сфере энергетической политики, поскольку страна стала одним из ключевых партнеров по поиску новых источников энергоносителей и маршрутов поставки газа в Европу, в том числе в обход России. Любой сдвиг, угрожающий этим проектам, может быть воспринят в США как вызов американским долгосрочным интересам.

Шанс на "перезагрузку" или углубление раскола?

Независимого кандидата в президенты Румынии Кэлина Джорджеску, одержавшего победу, обвинили в "российском влиянии" и попытались выбросить на политическую обочину. Позже доказали, что никакого влияния извне на избирателей не было, но итоги голосования на всякий случай решили аннулировать. Новые выборы назначили на весну. Теперь все сначала.

Повторное голосование ставит Румынию перед сложной дилеммой: либо подтвердить поддержку нынешнего курса, ориентированного на Евросоюз и НАТО, либо открыть двери тем, кто выступает за новую модель национального суверенитета — потенциально с более критическим отношением к евроинтеграции. Для румынского общества, уставшего от коррупции и политической нестабильности, такие выборы могут стать поворотным пунктом. С одной стороны, "перезагрузка" способна стимулировать реформы, направленные на прозрачность и борьбу с олигархическими структурами. С другой, глубина раскола, который выражается в противостоянии "проевропейцев" и "суверенистов", а также в непонимании между городским и сельским электоратом, никуда не исчезла и может только увеличиться.

Если выборы будут нечестными

Майское голосование в Румынии не ограничится внутренним выбором; это еще и маркер для всего евроатлантического сообщества. Если демократические институты страны выдержат проверку, а судебная система докажет свою независимость, Румыния может выйти из кризиса с укрепленной легитимностью власти. Однако если останутся сомнения в прозрачности и справедливости процедуры, недоверие к избирательной системе рискует углубиться не только в Румынии, но и во всем регионе Восточной Европы. В таком случае Бухаресту и соседним столицам придется пережить не очень приятные времена, связанные с протестами оппозиции.

Итоги голосования, как бы они ни сложились, скажутся на стратегических интересах Соединенных Штатов, для которых Румыния остается важным партнером в регионе. В этом смысле повторные выборы действительно могут стать "шансом на перезагрузку" — или, напротив, ознаменовать углубляющийся кризис демократии на восточном рубеже евроатлантического пространства.