МОСКВА, 13 февраля. /ТАСС/. Президенты РФ и США Владимир Путин и Дональд Трамп во время телефонного разговора могли затронуть вопрос внеблокового статуса Украины. Такое мнение ТАСС выразил военный эксперт, программный директор Академии политических наук, старший научный сотрудник Института Латинской Америки Российской академии наук Александр Степанов.

"Ключевой момент - каким образом будут учитываться интересы РФ в рамках постконфликтного урегулирования с точки зрения статуса Украины. Я убежден, что был сформулирован и доведен тезис о, во-первых, внеблоковом статусе украинской территории, во-вторых, ликвидации данного нацистскоориентированного режима, замещении его легитимным правительством, которое будет установлено на основе демократических процедур. Соответственно, будет совершена трансформация всей этой территории, а самое главное - обеспечена ее демилитаризация и снижение всех угроз, которые послужили в качестве основных причин начала специальной военной операции", - сказал он.

Один из обозначенных тезисов - нейтрализация тех причин, которые послужили катализатором конфликта, говорит Степанов. Военная инфраструктура и формирование дополнительных угрозообразующих факторов с позиции Украины создали неприемлемые условия сосуществования и потребовали незамедлительной реакции, в том числе применения всего арсенала военных и военно-технических средств, отметил эксперт.

Он назвал возобновление диалога значимым вопросом, способным вернуть в действие принцип неделимости безопасности, обеспечить восстановление архитектуры международной безопасности на основе международного права, а не "неких навязанных узкой прослойкой евроатлантистов правил".

Ключевой момент - вести диалог на уровне субъектов принятия решений, подчеркнул эксперт. "Безусловно, Москва и Вашингтон являются такими сторонами, которые определяют перспективы развития обстановки и ситуации, в том числе на европейском театре военных действий. Главный ключевой залог данного диалога и конструктивности его содержания - это учет российских интересов, связанных с вопросами национальной безопасности и нашего суверенитета, а также нейтрализация тех угроз, которые были сформулированы по линии Вашингтона, в части касающейся наращивания военной инфраструктуры в нашем приграничье и создания из отдельных стран прокси, передовых ударных компонентов. Речь идет, конечно же, про Украину, которая не субъектна, исключительно выполняла задачу тарана на российском направлении", - добавил эксперт.

Такую же роль выполняли и другие страны Евросоюза, говорит Степанов, "которые показали абсолютное отсутствие суверенной позиции своего политического руководства касательно защиты национальных интересов, действуя под внешним управлением, послушно и ретиво обеспечивали милитаризацию всего российского пространства". "Вероятно, самые ключевые потери по результатам постконфликтного урегулирования понесут именно европейцы и Европейский Союз. Мы видим, что торгово-экономическое взаимодействие с Российской Федерацией разорвано, как и энергетическое сотрудничество. Промышленный потенциал практически деклассифицирован. На сегодняшний день повышенная зависимость от углеводородов со стороны США, а также фактически замещение индустриального европейского комплекса американскими компаниями формируют основу для будущей деградации всего европейского пространства", - считает он.

Ориентир на многополярность

Говоря о многополярности, Степанов указал, что она не зависит от формата переговоров с Вашингтоном. "Она уже проводится в том числе по линии Москвы и Пекина. Последовательно устанавливается в рамках новых альтернативных Западу интеграционных проектов, прежде всего "аутрич" / "БРИКС плюс". И мы видим, что это крайне болезненно воспринимается теми западными евроатлантическими структурами, которые привыкли до этого определять правила игры", - добавил он.

Эксперт отметил, что "ключевым залогом стабильности обстановки на европейском континенте в рамках постконфликтного урегулирования является формирование международной архитектуры безопасности, основанной на международном праве, ликвидация каких-либо дополнительных комментариев и правил, которые ранее трактовались в интересах и в угоду одной стороны - Вашингтона, и формирование новой справедливой платформы для диалога, которая будет учитывать интересы всех ведущих держав".