У Трампа осталось два пути и очень мало времени: чем закончились переговоры о перемирии на Украине в Санкт-Петербурге

Переговоры о перемирии на Украине в Санкт-Петербурге завершились: Владимир Путин и Стив Уиткофф покинули здание Президентской библиотеки. Встреча шла 4,5 часа, и в ней, помимо главы государства, принимали участие помощник президента Юрий Ушаков и спецпосланник Кирилл Дмитриев.

О чем говорили Россия и США на переговорах, какие сложности им предстояло решить и почему Трамп спешит - в материале «Комсомолки».

Главная тема встречи была заявлена официально: сначала Дмитрий Песков, а потом и официальный Кремль заявили - стороны обсуждали «аспекты украинского урегулирования». Формулировка звучит официально, но она вовсе не так проста, как кажется. С ее помощью Москва подчеркивает: Россия принципиально согласна на перемирие, но есть некоторые «аспекты» - дополнительные обстоятельства, без обсуждения которых остановка военных действий просто невозможна.

Главные требования Москвы известны - их озвучивал сам Владимир Путин.

1. Нужно четко обозначить линию, по которой будет остановлен конфликт - а она меняется каждый день, российские войска наступают.

2. Важно принципиально решить, как будут отслеживаться нарушения перемирия: кто будет это отслеживать, как и какую реакцию со стороны России и США вызовет нарушение.

3. Кремль не согласен на то, чтобы остановка военных действий стала передышкой для Киева. Поэтому нужно остановить мобилизацию на Украине и прекратить все поставки оружия.

4. Нужно решить судьбу окруженных российскими войсками частей ВСУ.

Есть и пятый аспект. Дело в том, что европейские страны открыто заявляют - в случае остановки конфликта они намерены ввести некие «миротворческие» войска. На словах это собираются сделать Великобритания, Франция, Латвия, Литва и Эстония.

На деле не факт, что эти заявления реальны. Все прекрасно понимают - Россия не потерпит войск, представляющих недружественные страны, на территории Украины. По сути - это новые батальоны для войны с нами. Однако есть и другая трактовка. Возможно, угрозы европейцев - просто очередная попытка сорвать мирные договоренности. Ведь именно Макрон и Стармер (вместе с Зеленским) являются сегодня главными лицами «партии войны», которая мечтает помешать мирному урегулированию.

Как бы то ни было, на переговорах России и США в Санкт-Петербурге обязательно должен был обсуждаться вопрос введения военных третьих стран и реакция на это.

Другой важнейший вопрос - насколько Россия и США близки к заключению сделки по перемирию. Здесь есть несколько важных аспектов.

Трамп торопится

Американские СМИ, да и официальный представитель Госдепа Тэми Брюс заявляла, что «США хотят избежать затяжного урегулирования кризиса на Украине». И это неспроста - 30 апреля у Дональда 100 дней с момента инаугурации. Пышную церемонию с обращением к американскому народу серьезно портит простой факт - пока новый глава государства не выполнил ни одного из обещаний. Канада не стала 51 штатом. Гренландия присоединяться тоже не торопиться. Пошлины пришлось отложить на три месяца из-за паники на американских экономических рынках. Осталась торговая война с Китаем - но он не торопиться сдаваться. Мира на Украине нет. Убедить Иран отказаться от разработки ядерного оружия пока не получается.

Иначе говоря - везде провал. И это бьет по доверию простых американцев Трампу. И Дональд, мечтающий о третьем сроке, явно не собирается мириться с таким положением дел. Поэтому главная задача Уиткоффа в России - торопиться и торопить.

Россия настаивает на исторической справедливости

Нашей стране наоборот некуда торопиться. То, как закончится военный конфликт, определит расстановку сил в мире на ближайшее десятилетие, если не больше. Для России очень важно завершить его таким образом, чтобы то, что останется от Украины, никогда больше не представляло для нас опасности.

Это ключевой вопрос переговоров. К тому же, наша армия наступает - поэтому мы имеем право говорить с позиции силы.

Два пути для США

Дальше - развилка. Никаких данных по этому поводу публично не разглашается, поэтому можно только предполагать. Есть два основных варианта, по которым могут развиваться события:

Первый, более вероятный - если президент США будет слишком торопиться и не примет во внимание всех обеспокоенностей России. К сожалению, в этом случае Трамп, вероятнее всего, введет вторичные санкции на российские нефть, газ и уран. С другой стороны, одного из наших главных партнеров - Китай, который и без того обложен космическими пошлинами, вряд ли это испугает.

Второй, чуть менее вероятный - если США пойдет навстречу России. Этого очень боятся в Европе, об этом в пятницу написала Reuters. Согласно материалам издания, спецпосланник Уиткофф настаивает на том, что скорейший способ заключить перемирие - согласиться с требованием России и признать четыре региона: Донецкую, Луганскую, Херсонскую и Запорожскую области. Кроме того, судя по заявлениям самого Трампа, США согласны, что Украина никогда не вступит в НАТО.

Конечно, есть множество других аспектов - например, власть на Украине, которая мало того, что нелегитимна, так еще и склонна нарушать мирные договоренности. Мы это видели по Минским соглашениям, видим по ежедневным нарушениям моратория на удары по энергетике. Поэтому должны быть оговорены механизмы, как наказывать нарушителя за откровенный саботаж.

Если Вашингтон пойдет навстречу России в этих аспектах, договоренности могут быть достигнуты уже в пятницу. Тогда, вскоре, может состояться телефонный разговор Трампа с Путиным. В нем соглашения закрепят на уровне глав государств. И, вероятно, вскоре объявят о перемирии на Украине.