Польша-2025: конец "сожительства" консервативного президента и либерального премьера?

Польша-2025: конец "сожительства" консервативного президента и либерального премьера?

Ровно через месяц, 18 мая, в Польше должен пройти первый тур президентских выборов. Если ни один кандидат не наберет больше 50% голосов — что весьма вероятно, то на 1 июня назначат второй тур. Однако уже сейчас понятно, что главным итогом выборов станет углубление раскола страны на проевропейских неолибералов и национал-популистов. Предвыборная гонка показала также, что подавляющее большинство польских избирателей очень устало от Украины и украинцев, а также от трех лет лицемерия элиты на тему "солидарности с Киевом". Практически никто из кандидатов не отказал себе в том, чтобы сыграть на этих настроениях электората.

Учитывая, что конструктивно настроенные к России силы не имеют сегодня серьезных шансов на выборах в Польше, думаю, можно вполне беспристрастно оценивать польские политические склоки.

Пан президент и его привилегии

Польша — нетипичная европейская страна, и позиция президента там — это не чисто номинальная должность, как в Германии, но и не центр принятия ключевых политических решений, как во Франции. Скорее нечто среднее. За главой польского государства закреплены достаточно серьезные прерогативы в вопросах внешней политики и безопасности, но основные направления развития страны все же определяет правительство, которое формируется по итогам парламентских выборов. Весу польскому президенту добавляет и его избрание на всеобщих выборах — он поэтому имеет определенный мандат народного доверия и теоретически должен выступать в качестве выразителя интересов всех поляков вне зависимости от партийной принадлежности.

Эта конституционная особенность время от времени приводит польскую политическую систему к кризисам. Ведь она работает без сбоев, только если президент и правительство находятся в одном политическом лагере. Но если позиции главы государства и кабинета министров расходятся — столкновение почти неизбежно. Иногда дело доходит до настоящих скандалов, споров за право лететь на "борту номер один" и склок вокруг того, кто именно должен представлять Варшаву на встречах руководства ЕС.

Сейчас ситуация ровно такая. Президент Анджей Дуда представляет консервативные силы и относится к партии "Право и справедливость", которой руководит старожил польской политики Ярослав Качиньский. Правительство же с начала 2024 года в руках также ветерана, но уже от либерального лагеря, Дональда Туска — лидера "Гражданской платформы". Весь период "сожительства" консервативного президента и либерального правительства характеризуется взаимными обвинениями и попыткой вставлять палки в колеса противнику, используя в том числе и правовые механизмы. Без скандалов тоже не обходится — в январе 2024 года двое консервативных депутатов парламента, которых преследуют либералы, были схвачены прямо в президентском дворце, что вызвало возмущения Дуды.

Важно и то, что Анджей Дуда больше не может переизбираться на свой пост — в этом году в Польше в любом случае появится новый президент. Поэтому выборы 2025 года имеют принципиальное значение для основных политических сил. Консерваторы надеются сохранить за собой президентский офис, чтобы не допустить полного господства либералов на политической сцене. Сторонники Туска в свою очередь мечтают провести кандидата на пост главы государства и избавиться от необходимости каждый раз бороться против президентского вето. Малые партии, не сильно рассчитывая на победу, стремятся просто набрать политических очков в ходе кампании и выторговать себе дополнительные преференции, когда начнется борьба во втором туре.

"Ты играешь на руку России!" — "Нет, ты!"

Либералы и консерваторы долго не могли определиться, кто от них пойдет на выборы. У ветеранов политической сцены высокие антирейтинги и многочисленные враги в элите. Так, например, однопартийцы "прокатили" министра иностранных дел Радослава Сикорского, который мечтал выдвинуться в президенты от либеральных сил. В итоге номинацию от "Гражданской коалиции" получил Рафал Тшасковский (1972 г.р.) — мэр Варшавы, уже боровшийся в 2020 году за пост главы государства, но проигравший тогда Дуде.

Тшасковсий — проевропейский либерал, выдвиженец Туска и любимец осевшего на берегах Вислы экс-посла США в Польше Марка Бжезинского, сына известного американского стратега Збигнева Бжезинского. Этот кандидат в целом разделяет "символ веры" современных европейских неолибералов, включая скептическое отношение к Католическому костелу, поддержку сексуальных меньшинств, права на аборты и тому подобное. В отношении России он также занимает жесткую позицию, обвиняя своих консервативных и националистических оппонентов в том, что их антибрюссельская линия, мол, играет на руку Москве, которая заинтересована в расколе ЕС.

В качестве оппонента Тшасковскому "Право и справедливость" после продолжительных, но не слишком публичных дискуссий предложили беспартийного кандидата Кароля Навроцкого (1983 г.р.), занимающего с 2021 года пост главы Института национальной памяти — ключевого польского центра, занятого переписыванием истории с позиций польского национализма. Навроцкий подчеркнуто религиозен, выступает против левых и либеральных идей, жестко критикует брюссельскую бюрократию и роль ФРГ в ЕС. В отличие от Тшасковского, являющегося любимцем Демпартии США, Навроцкий куда ближе в идейном плане республиканской администрации Дональда Трампа.

В отношении России он также бескомпромиссен — Навроцкий несет личную ответственность за снос памятников советским солдатам, павшим за освобождение Польши от нацистской оккупации в годы Второй мировой войны. Консерватор настаивает на увеличении роли НАТО в Европе и укреплении Войска Польского. И, разумеется, Навроцкий обвиняет своих либеральных оппонентов в "работе в интересах России". Ведь Туск, как уверены многие польские правые, "скрывает правду" о Смоленской катастрофе 2010 года, а начатая либеральным правительством ревизия военных масштабных закупок, дескать, "подрывает обороноспособность Польши".

Правее Навроцкого в политическом спектре находится лидер националистической партии "Конфедерация свободы и независимости" Славомир Ментцен (1986 г.р.). Он открыто критикует демократию, называет себя католиком-монархистом и выступает за радикальные рыночные подходы в экономике. Разумеется, Ментцен — последовательный противник "европейской повестки" и Брюсселя, а кроме того, требует ликвидации социальных пособий для многодетных семей, введенных в период правления "Права и справедливости". Эпатажная манера выступать сделала лидера "Конфедерации" одним из самых популярных политиков в социальных сетях, особенно высоки его рейтинги среди молодых мужчин. Учитывая, что он не поддерживает вовлечение Варшавы в поддержку киевского режима, хотя и выступает за укрепление НАТО, его противники также объявляют Ментцена "пророссийским кандидатом".

Что касается шансов претендентов на пост главы государства, то пока все ведущие социологические службы Польши считают, что второй тур неизбежен. В гонке сейчас лидирует Тшасковский, который в первом туре может набрать до 33–35% голосов. Навроцкий может рассчитывать на 22–25%, а Ментцен — около 15%. Другие кандидаты, включая умеренно-либерального спикера сейма Шимона Холовню (1976 г.р.), не набирают и 10%.

Самая острая фаза борьбы поэтому, вероятно, развернется во втором туре между консервативным и либеральным выдвиженцами. Туск уже объявил, что идут "попытки иностранного вмешательства в выборы", под которыми, разумеется, подразумеваются пресловутые "русские хакеры". Уходящий президент Дуда в свою очередь считает, что, если у поляков попытаются "украсть выборы" по румынскому сценарию, граждане имеют право выйти на улицу и отстоять свои права. Одним словом, обстановка более чем накаленная — либералы и консерваторы не доверяют друг другу и постоянно обвиняют противников в "игре в пользу Москвы", хотя в действительности никаких серьезных пророссийский сил в стране сегодня попросту нет.

Утомленные Украиной

Предвыборные дебаты в Польше сейчас вращаются вокруг внешней политики и безопасности: поддержка Украины, отношения в треугольнике Польша — ЕС — НАТО, миграционный кризис в Европе и мифическая "угроза с Востока". Социальные и экономические вопросы игнорируются или забалтываются. Одной из наиболее популярных тем в связи с этим стала критика Украины, поскольку она позволяет легко заработать очки в глазах избирателей, утомленных строптивостью Киева, наплывом беженцев и связанными с этим ростом преступности и расходов из польского бюджета.

Все основные кандидаты прошлись по Украине в той или иной степени. Навроцкий, как историк-пропагандист, критикует Киев за двуличную позицию, связанную с перспективами эксгумации жертв Волынской резни — геноцида поляков, устроенных бандеровцами в годы Второй мировой войны. Указывает он и на "неблагодарность Киева" за помощь, оказанную поляками в виде приема беженцев и поставок оружия. Тшасковский в свою очередь говорит о необходимости защитить польских аграриев от "нечестной конкуренции" со стороны Киева и также увязывает вопрос о помощи Украине с решением по Волынской резне. Ментцен и вовсе считает, что нужно прекратить всякую поддержку Киева и беженцев с Украины за счет польских налогоплательщиков.

Эти заявления основных кандидатов полностью резонируют и с переменами в общественных настроениях — последние исследования показывают, что польские пользователи соцсетей проявляют рекордный за три года уровень неприязни к украинцам и Зеленскому.

Усиление турбулентности

Предвыборные дебаты и острота взаимных обвинений показывают, что польское общество глубоко расколото по линии проевропейские либералы vs националисты-консерваторы. Антиукраинские выпады и нелепые взаимные обвинения кандидатов в мифической "пророссийскости" лишь немного маскируют глубочайший внутренний раздрай, связанный с оценками места Польши в Европе и серьезными этическими проблемами, будоражащими общество. Польша очень долго пыталась быть одновременно и консервативной, и либеральной, балансировать между ЕС и США, выдавать себя в Брюсселе за "специалиста по Востоку", одновременно упражняясь в русофобии.

Но сейчас весь мир и европейско-американские отношения переживают настолько острый кризис, что сидеть на двух стульях становится все сложнее. Разломы проходят и между старыми союзниками, и внутри самих стран. Политические манипуляции и эрозия демократии становятся все более очевидны для избирателей.

Не обходится, конечно, и без внешнего давления, только не со стороны выдуманных "русских хакеров", а посредством практически прямого давления политических тяжеловесов — точно накануне первого тура в Польшу на либеральный форум Impact должен явиться сам Барак Обама. Ожидается, что на форуме состоится его встреча с Тшасковским. Правящие в США республиканцы в свою очередь все откровеннее симпатизируют Навроцкому. Поэтому первый летний день 2025 года, когда в Польше все же стоит ждать второй тур президентских выборов, обещает быть по-настоящему жарким.