Посмеет ли Украина атаковать парад Победы: И как Россия борется с массовыми налетами дронов

Третья волна украинских беспилотников атаковала 7 мая восемь российских регионов, подавляющее большинство БПЛА было уничтожено нашими силами ПВО.

На Радио «Комсомольская правда» обсудили тему с Сергеем Товчаком, разработчиком БПЛА, кандидатом технических наук.

- Есть ли у нас паритет с ВСУ по беспилотникам, и если да, то почему столько же дронов не летит в ответ по объектам Украины?

- На самом деле нон-стопом летят от нас. И летят давно. Что касается паритета - смотря в какой области считать. Если по FPV, то здесь цифр нет. Но считается, что у противника пока есть некоторый перевес. По тяжелым БПЛА, дальнолётам, которые бьют по военным целям в городах - здесь однозначно и качественный, и количественный перевес на стороне России. Правда, и украинцы в последнее время продвинулись в этом направлении. Еще год назад ВСУ пускали 1-2 таких беспилотника, этой весной их летит гораздо больше.

- Совершенствуются и наши БПЛА, и украинские?

- Если сравнивать технически «Герань», которая за прошедшие 1,5 года прошла огромный эволюционный путь, то украинские беспилотники технически гораздо более отсталые. Тем не менее, они берут количеством. Но их и сбивают огромное количество. У нас долётов больше.

- Киев уповает на некую «Линию дронов», украинские ресурсы сообщают, что ВСУ ее планируют внедрить, чтобы попытаться остановить продвижение России. Они могут реализовать этот план?

- Это пример магии типа «солнышко, вставай!». Украинцы объявили то, что существует уже по обе стороны фронта. Давно существует серая зона между войсками - примерно 6 километров. Она постепенно увеличивается по мере развития средств связи у дронов. Это зона, куда в принципе никто не может сунуться, потому что все будет уничтожено.

Посмеет ли Украина атаковать парад Победы: И как Россия борется с массовыми налетами дронов

Киев уповает на некую «Линию дронов», украинские ресурсы сообщают, что ВСУ ее планируют внедрить, чтобы попытаться остановить продвижение России.

REUTERS

- Эта зона - она по всей линии фронта?

- Где-то она сильнее на стороне украинцев, где-то она сильнее на нашей стороне. Эта самая «стена дронов» существует уже года полтора. Она постепенно насыщается всё большим количеством БПЛА.

- Каким?

- Полтора года назад мы и они выпускали по 100 тысяч дронов в месяц. Сейчас уже до миллиона доходит. Кратно выросло количество. На Украине решили, похоже, вытянуть перемогу из того, что уже есть. Ну, или, может быть, хотят отметить «успехи» в этом направлении. Но ведь и с нашей стороны та же самая история. И ВСУ тоже фактически по всей линии фронта не лезут. Как только они пытаются сделать накат с техникой - их сразу жгут дронами.

- Что нам нужно сделать, чтобы качественно изменить ситуацию с количеством дронов в нашей стране - об этом же было заявление Верховного главнокомандующего?

- Количественно, конечно, мы выросли кратно. Как я сказал, порядка в 10 раз за год.

- Что с ситуацией на море?

- У нас есть безэкипажные катера, есть связь, есть команды. У нас есть БЭК, который доплывал до Одессы. То есть это проверенные уже рабочие системы.

- Так президент же еще на старте СВО давал задания по поводу БПЛА?

- В летающих дронах они выполнены - у нас там все более-менее хорошо. В пехоте как-то более гибко реагируют на ситуацию, развитие некоторое идет. Вот украинцы сделали дроны-перехватчики. А российская компания сделала систему уклонения от этих дронов. Идет война меча и щита. Мы на оптоволокне их хорошо уделали. И до сих пор уделываем в пух и прах. Они по перехватчикам первые вышли, а у нас преимущество по спецсвязи. У ВСУ спецсвязи мало, у них всего одна модель собственного производства, а у нас 4 крупных производителя связи собственного производства. Потому так жаль, что на море не все хорошо.

- В дни майских праздников по понятным причинам усилили РЭБы (системы радиоэлектронной борьбы, которые могут глушить связь - ред.), в центре столицы мобильного интернета почти нет - эти меры гарантирует безопасность?

- Думаю, что ВСУ не рискнут бить по столице России в эти дни, где будет столько руководителей серьезных стран. При том любая спецслужба должна работать на опережение. Бить они, скорее всего, будут по другим городам. 9 мая пытаться испортить праздник они будут.

Посмеет ли Украина атаковать парад Победы: И как Россия борется с массовыми налетами дронов

Украинские дроны управляются через Starlink

REUTERS

- Есть у Украины беспилотники, способные обходить систему защиты?

- Не обходить систему защиты, а, скажем так, просачиваться. Невозможно создать абсолютную систему защиты по всей границе России от всего. Сейчас, например, крайний дрон, который летел на Крым, мы его рассматривали. Он летает на Starlink Mini, управляется по камере через Starlink и кидает бомбы. То есть он не камикадзе. И он прицельный, управляемый пилотом. Его, например, РЭБом, который существует, не заглушить. Против него уже нужны другие методы, ПВО.

- А те, которые называют «камикадзе»?

- Еще «автобусы» их называют. Им забивают маршрут, и они по навигатору летят. Этот навигатор мы им, предположим, заглушили, но они, допустим, взяли другой канал, другой приемник, который ранее не использовали - и так могут где-то просочиться. С ними, опять же, работает ПВО. Вот сейчас из 30 их беспилотников 1 пролетел. Они кричат: «Атака удалась!». А то, что мы 29 сбили, это что - мышь чихнула?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Россиян предупредили об ограничении работы мобильного интернета с 7 по 9 мая: возможны сбои

Атака ВСУ на Новороссийск провалилась: киевский режим использовал британские катера и ракеты с комплектующими США