Украинский телеканал «Общественное» с траурной грустью сообщил прискорбную для ВСУ весть: российский ударный дрон-камикадзе типа «Герань» уничтожил боевой вертолет героя Украины Александра Шемета. Вместе с самим героем. Случилось это буквально 17 декабря - вертолет Ми-24, которым управлял 55-летний Шемет, вылетел на перехват российских дронов в Черкасской области. Борт Шемета держал постоянную связь с пунктом управления, однако в какой-то момент машина перестала фиксироваться радарами. Позднее были найдены обломки вертолета и тела экипажа.
Шемет принадлежал к «элите» ВВС Украины, входил в состав наиболее матерых воздушных бойцов, обладающих самым большим боевым опытом. Украинская пропаганда даже придумала для них высокопарное название «Призраки Киева».
Шемет еще в советское время окончил Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков (ВВАУЛ), участвовал в с 2015 года в карательных операциях Киева против Донбасса. А звание героя Украины он получил за авиационный прорыв на заблокированный российскими войсками завод «Азовсталь» в Мариуполе в апреле 2022 года. Тогда ему удалось вытащить из окружения группу офицеров, среди которых, как говорят, были и американцы с британцами. За это «лично Зеленский» прицепил ему на грудь звезду героя. В последние месяцы Шемет не раз выполнял задания по прикрытию сухопутных войск. Были случаи, когда ему чудом удавалось уворачиваться от огня российских ПВО или наших истребителей. А вот наш обновленный дрон «Герань» сумел превратить «призрака» в реального трупа.

БПЛА "Герань". Фото: ivkovmark/Shutterstock/Fotodom
Ну и что же это за дрон у нас появился, что он уже сбивает вражеские вертолеты? И даже, говорят, самолеты… О нем в наших войсках уже ходят легенды.
В конце осени-2025 в небе над Украиной появились новые модификации беспилотников «Герань». В частности, эти дроны начали оснащать ракетами класса «воздух-воздух» Р-60, которые могут наводиться на цели при помощи головки самонаведения (ГСН) «Комар» и самостоятельно поражать врага на дальности до 7 километров. Причем, своей радиолокационной станции у дрона нет, - наведение происходит исключительно с помощью головки самонаведения. Р-60, которую несет под «брюхом» «Герань», дает возможность сбить вражеский вертолет или истребитель. Их ВСУ все чаще поднимают для перехвата наших беспилотников, потому что дорогостоящие зенитные комплексы мы у Украины повыбивали. Либо для них не хватает ракет. Кроме того, «Герани» обзавелись камерами заднего вида. Это приспособление позволяет оператору «оглядываться» назад для предотвращения перехвата.
Ну а тем временем в украинских СМИ то и дело появляются сообщения о гибели очередного «призрака» (по-другому их еще называют «Мстителями Киева»). Их считают крайне результативными летчиками и сочиняют легенды о их «бессмертии». Но, тем не менее, на тот свет уже отправились пилоты Сергей Бондарь, Александр Мигуля, Валентин Коренчук… На этом «кладбище легенд» уже десятки офицеров ВВС (а всего украинских истребителей, бомбардировщиков и вертолетчиков погибло уже больше 260!). Среди этих асов был и капитан Военно-воздушных сил ВСУ Антон Листопад, названный в 2019 году лучшим лётчиком страны. За 2 месяца до гибели он был награждён орденом Мужества. Листопада собирались в числе первых обучать пилотированию американских истребителей F-15 и F-16 в США.

Капитан Военно-воздушных сил ВСУ Антон Листопад
Многие даже опытные украинские лётчики стали гибнуть практически сразу после начала СВО. На вторые сутки в воздушном бою погиб пилот Александр Оксанченко. Вскоре за ним на тот свет последовал Степан Чобану - тоже один из опытнейших лётчиков. За компанию с ним попал майор Степан Тарабалка, ставший частью мифа о непобедимых ВВС Украины (журналисты The Times именно его первыми назвали "призраком Киева"). После его гибели череда потерь для ВСУ не закончилась. В воздушном бою над селом Тригорье Житомирской области погиб командир авиационного звена эскадрильи Севастопольской бригады тактической авиации Дмитрий Чумаченко. Затем Воздушно-космические силы России ликвидировали заместителя командующего ВМС по авиации, экс-командира 10-й морской авиационной бригады полковника Игоря Бедзая. Во время боевого вылета был сбит самолёт подполковника ВВС Украины Вячеслава Ерко. А месяцем позже ВСУ лишились начальника разведки 299-й бригады тактической авиации ВВС Украины майора Александра Кукурбы. Он ходил в любимчиках у Зеленского и был одним из немногих, кто получил звание героя Украины при жизни (примерно 90% летчиков получили это звание посмертно).

Архивный кадр. Зеленский вручает госнаграду Украины Александру Кукурбе.
Въедливые читатели "КП", внимательно следящие за техническими и людскими потерями ВВС Украины, наверняка обратят внимание на любопытнейший момент. В официальных сообщениях Минобороны РФ значится, что ВВС Украины за время СВО потеряли более 600 самолетов и более 300 вертолетов. А ведь в начале СВО за Киевом числились чуть больше 250 боевых самолетов и около 150 вертолетов. Получается, что наша армия уже 2 раза уничтожила авиацию Украины?
Не ехидничайте. Загадка здесь в том, что еще в 2022-м году НАТО бросило клич к бывшим странам Варшавского договора (да и не только к ним!) передать Украине самолеты и вертолеты советского образца. И это было сделано. И делается до сих пор. Причем украинские самолеты и вертолеты уничтожались не только в воздухе, но и на аэродромах базирования. Включая и американские F-16. И французские Миражи-2000. Ну а что касается личного состава ВВС ВСУ, то его били и бьют наши не только в воздухе, но и на земле.

Один из американских F-16, предоставленных в распоряжение ВСУ.
REUTERS
Вот вам лишь один пример.
ВКС РФ нанесли удар "Калибрами" по Дому офицеров в Виннице, где проходило совещание командования ВВС Украины с поставщиками вооружения из НАТО. Среди прочих погибли три высокопоставленных офицера ВВС Украины: майор Константин Пузыренко, начальник службы вооружения и логистики командования ВВС Украины полковник Олег Макарчук, а также полковник ВВС Украины Дмитрий Бурдико. Это подкосило логистику Военно-воздушных сил ВСУ, спровоцировало панику среди киевского руководства, инициировавшего "охоту на ведьм" и ряд чисток, в том числе в СБУ. Опять «Зрада?!»…
Однако гибель в воздушном бою или на земле — не единственная причина обескровливания украинской военной авиации. По мнению американского аналитика Дэвида Акса, в ВВС Украины в последние годы наблюдается массовый отток кадров. Из ВВС уволилось более 70 экипажей. Специалистов угнетала низкая зарплата, царящая в ВСУ волокита, отсутствие модернизации истребителей и программ обучения и переобучения, а также отсутствие каких-либо перспектив.
А сегодня для нормального существования ВВС Украины нужно 400 пилотов. Но благодаря боевому мастерству наших истребителей и систем ПВО, а также «золотым головам» нашего ВПК, производящих эффективные дроны (и не только «Герани»), все меньше и меньше наблюдается тех, кто стремится в «призраки Украины». Или по-другому — в кандидаты в покойники…
Командование ВВС Украины вынуждено сквозь зубы признать, что осталось всего около 50–70 лётчиков, способных управлять истребителями. Куда делись остальные, вы уже знаете… Скажу даже больше: спецы НАТО уже открыто признают, что такое включение в работу авиации ВКС России и сил ПВО может положить конец остаткам украинской авиации и лишить страну военно-воздушных сил на следующие 25–30 лет.
Рекордная осень в зоне спецоперации - таких темпов наступления еще не было: каких успехов достигла российская армия за три месяца















































