В четверг, 5 февраля, прекращает действовать Договор о стратегических наступательных вооружениях (ДСНВ) – единственный юридически обязывающий документ, который накладывал количественные ограничения на крупнейшие в мире ядерные арсеналы России и США.
Последний раз договор СНВ продлевался в январе 2021 года. Тогда США в ответ на предложения российской стороны согласились на его пролонгацию на пять лет без предварительных условий. Однако после начала специальной военной операции на Украине из-за враждебй политики американцев и нарушающих условия договора действий США в области противоракетной обороны контакты Москвы и Вашингтона о поддержании баланса в ядерной сфере были фактически прекращены. В августе 2022 года Россия уведомила США о временном выводе своих объектов из-под инспекций по ДСНВ, а с 28 февраля 2023 года Россия приостановила своё участие в договоре. При этом Москва подчёркивала, что не выходила из договора.
22 сентября 2025 года российский президент Владимир Путин сообщил о готовности России после завершения действия ДСНВ в течение года соблюдать основные количественные ограничения, установленные этим соглашением. При этом он особо отметил, что реализация этого шага возможна лишь при условии зеркальных действий со стороны Соединенных Штатов, которые также должны проявить сдержанность и не предпринимать действий, направленных на нарушение или подрыв существующего баланса сил в области стратегического сдерживания.
Несмотря на предложение России, чёткой официальной реакции со стороны Вашингтона на него не последовало.
В октябре 2025 года президент США Дональд Трамп охарактеризовал предложение Владимира Путина о годичном продлении ДСНВ как «положительное». Однако в январе следующего года, отвечая на вопрос журналистов об истечении срока действия договора СНВ, Трамп заявил: «Истечёт так истечёт. Мы заключим более выгодное соглашение».
По его словам, текущее соглашение содержит много недостатков и «охватывает множество видов вооружений, в основном, со стороны США, что не очень выгодно».
Трамп также продолжает настаивать, что к выработке нового договора должен быть подключён Китай. Об этом он заявлял ещё во время своего первого президентского срока.
Российская сторона считает, что вопрос участия Пекина в переговорах по контролю над вооружениями должен решать непосредственно Китай, и неоднократно указывала на тот факт, что его ядерный арсенал не сопоставим ни с российским, ни с американским. Кроме того, в Москве подчёркивали, что при обсуждении подключения Китая к дальнейшим переговорам следует учитывать фактор ядерного потенциала союзников США по НАТО – Великобритании и Франции. В самом Пекине требования США называют нереалистичными и бессмысленными.
В МИД РФ, комментируя прекращение действия ДСНВ, выразили сожаление в связи с тем, что никакой реакции от Вашингтона на предложение Москвы так и не было получено, и назвали такой подход ошибочным. Там констатировали, что стороны больше не связаны какими-либо обязательствами и симметричными декларациями в контексте Договора и вольны в выборе своих последующих шагов. В МИД подчеркнули, что Россия будет готова к решительным контрмерам при возникновении угроз своей безопасности.
Вместе с тем Москва не собирается поддаваться на провокации и ввязываться в гонку вооружений после истечения срока действия договора и будет действовать взвешенно и ответственно.





































