Древний Переяслав был избран Богданом Хмельницким для проведения исторической рады не случайно. Это был единственный старый (с 1625 года) полковой центр, который находился на левом берегу Днепра. А вот местом новой казацкой рады в 1658 году Переяслав стал, пожалуй, уже просто по сложившимся обстоятельствам.
6 августа 1657 года в столице Гетманщины городе-крепости Чигирине скончался гетман Войска Запорожского Зиновий Богдан Хмельницкий.
Ещё, когда он был жив, но уже почувствовал дыхание смерти, гетман собрал в Чигирине раду и настоял, чтобы после него булаву принял его младший сын Юрий. Несогласных он ломал об колено: нескольких казачьих старшин казнил, а генерального писаря Ивана Выговского за один намёк на то, что тот претендует стать гетманом, приковал лежачим за руки к земле и так держал его чуть ли не целый день, пока тот все время плакал, и только потом простил. Чтобы лучше понять всё происходившее в Гетманщине в течение следующего года, на этой политической фигуре следует остановиться поподробнее.
Иван Евстафьевич Выговский происходил не из казацкого, а из шляхетского православного рода. Его отец служил у митрополита Киевского Петра Могилы, дружил с киевским каштеляном, а затем воеводой Адамом Киселём. Сам Иван служил у поляков в кварцяном (регулярном) войске и в битве на Жёлтых Водах (1648) попал в плен к татарам — союзникам казаков.
Трижды он пытался бежать, и трижды его ловили, пока, в конце концов, не приковали к пушке. Богдан Хмельницкий лично выкупил его у Ислама III Гирея за коня, после чего шляхтич дал гетману присягу на верность и начал служить у него личным писарем. Постепенно он дослужился до должности генерального писаря Войска Запорожского.






































