Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский, ставший в начале этой недели специальным гостем на встрече послов Франции в Париже, в её ходе заявил, что «вскоре на нас может быть оказано сильное давление с целью достижения соглашения с Москвой». Глава польской дипломатии имел в виду украинский конфликт, в отношении которого, по его словам, «мы должны сделать всё возможное, чтобы улучшить позиции Киева в будущих переговорах»

Трамп вводит руководство Польши в состояние геополитической ломки

Иллюстрация: REX

Сикорский не стал расшифровывать, кто именно может оказать «сильное давление» на Европейский союз. Но для большинства это очевидно – избранный президент США Дональд Трамп. В нынешней ситуации, отмечает эксперт по международным делам Януш Шибора, за приглашением главы МИД Польши на встречу французских послов стоит «расчётливая политика» Парижа. Цель дипломатических жестов в сторону Варшавы – убедить её включиться в «построение общего европейского фронта против Трампа». Косвенным признаком того, что Польша серьёзно задумалась над этим предложением, является комментарий Сикорского относительно Илона Маска.

Американский миллиардер, которому предложено войти в новую администрацию президента США, сегодня становится «демоном-искусителем» для европейских элит. Президент Франции Эммануэль Макрон приписывает ему поддержку «реакционного интернационала» и вмешательство в политические процессы в Европе. Маск атакует в принадлежащей ему социальной сети правящие партии Германии и Великобритании. При этом миллиардера не смущает, что в Германии стартовали парламентские выборы, отчего его публичные симпатии в адрес «Альтернативы для Германии» воспринимаются Берлином как попытка повлиять на избирательный процесс.

В этом году президентские выборы пройдут и в Польше. Сикорский реагирует. После того, как его спросили о возможном вмешательстве Маска, глава польской дипломатии заметил: «Похоже, что он уже пытается делать это в Великобритании». По словам Сикорского, влиять на польские выборы из-за рубежа в Польше считается «незаконным». И поэтому «мы должны подготовиться к защите нашего демократического процесса, чтобы именно поляки выбирали нашего президента, а не иностранцы», добавил он. Однако Маск может сделать коварный ход и проигнорировать внутренние политические процессы в Польше, показав, что Варшава для Вашингтона не представляет никакого интереса.

Это не будет означать, что Польшу не затронут глобальные геополитические изменения. Просто американцы не станут прислушиваться к мнению поляков даже из вежливости. Сделанные во вторник, 7 января, заявления Трампа подтверждают польские кошмары. Как передаёт The Associated Press, избранный президент сообщил, что не исключает использования военной силы для перехвата контроля над Панамским каналом и Гренландией, поскольку эти регионы имеют «жизненно важное значение для национальной безопасности США». По мнению издания, это знаменует отказ от прежней американской политики, в которой «приоритет отдавался праву народов на самоопределение, а не территориальной экспансии».

«Слова Трампа – это зеркальная копия риторики Владимира Путина в отношении Украины перед нападением России на нашего соседа, – пишет международный обозреватель портал Onet Витольд Юраш. – Для Польши из этого следует четыре вывода. Мы должны срочно начать строить систему двусторонних оборонных союзов с нашими европейскими партнёрами, включая прежде всего Францию и Великобританию, а также Германию. Мы должны продолжать интенсивно вооружаться. Польско-польская война должна быть хотя бы немного уменьшена. Наконец, как бы ни были важны для нас США, чёткая и недвусмысленная дипломатическая поддержка должна быть оказана Дании, Канаде и – в сотрудничестве с нашими партнёрами – также Панаме. Очевидно, что не в наших интересах, чтобы Трамп обижался на нас. Но ещё важнее, чтобы он перестал подкладывать пороховой заряд под НАТО, что было сделано сегодня».

Между тем, американцы ещё не начинали серьёзно заниматься Европой. Пока идут одиночные пристрелочные залпы. Однако даже они заставляют европейских лидеров путаться и делать ошибки. Зная «опыт» Варшавы в выстраивании двусторонних сделок накануне Второй мировой войны с Берлином, Парижем и Лондоном, почему сегодня должно быть что-то иначе? И что даст Польше «интенсивное вооружение», если Вашингтон договорится с Москвой по урегулированию украинского конфликта, а Германия возобновит экономическое сотрудничество с Россией? С такой внешней политикой, как сейчас, Варшаве останется узкий коридор возможностей – альянс с Лондоном, когда Польша превратится в британское «прокси», перехватив знамя у киевского режима.

С учётом фактора «польско-польской войны» решительная смена приоритетов может окончательно запутать варшавский салон и польское общество. Поляков последние тридцать лет убеждали в том, что только США являются гарантом безопасности страны. Трудно представить, какие последствия сможет вызвать кардинальная ломка общественного сознания. Однако очевидно то, что она расшатает выстроенную постсоветскую политическую систему Польши, чем могут воспользоваться те силы, которые до сих пор в стране на Висле себя не проявляли.

Станислав Стремидловский, ИА REX

Военкоры News Front передали еще один автомобиль на СВО – репортаж News Front