Министерство иностранных дел Украины решило вмешаться в избирательную кампанию в Польше. Поводом для этого послужили заявления директора польского Института национальной памяти Кароля Навроцкого, которого ранее оппозиционная партия «Право и Справедливость» выдвинула кандидатом в президенты Польши

Польские политики задумываются о новом геополитическом реализме

Иллюстрация: REX

Навроцкий в эфире телеканала Polsat News подчеркнул, что на сегодняшний день он «не видит Украину ни в одной структуре – ни в Европейском союзе, ни в НАТО». Кандидат в президенты объяснил это вопросами исторического прошлого, нежеланием Украины серьёзно отнестись к памяти жертв Волынского геноцида, в ходе которого украинские националисты уничтожали мирных поляков. По его словам, «государство, которое не в состоянии ответить за очень жестокое преступление против 120 тысяч своих соседей, не может быть частью международных альянсов».

«Отвергаем эти тенденциозные и манипулятивные утверждения, – ответил МИД Украины. – Такие заявления свидетельствуют, что польский политик ставит конъюнктурные соображения выше стратегических интересов безопасности собственной страны, добрососедских украинско-польских отношений, общих ценностей свободы, демократии и справедливости. Какими бы ни были заявления польского политика, реальность заключается в том, что Украина уже является де-факто и станет де-юре частью евроатлантической семьи народов и общей европейской архитектуры безопасности».

Подобная публичная реакция киевского режима, по идее, должна была бы вызвать отпор Варшавы, которая озабочена «чистотой» избирательного процесса. По крайней мере, со стороны министра иностранных дел Польши Радослава Сикорского. Ведь несколько дней назад он уже поднимал эту проблему, отвечая на вопрос о возможном вмешательстве в президентские выборы в Польше американского миллиардера Илона Маска. Сикорский заявил, что «мы должны подготовиться к защите нашего демократического процесса, чтобы именно поляки выбирали нашего президента, а не иностранцы».

Но сейчас министр промолчал, а его начальник, премьер-министр Польши Дональд Туск фактически поддержал киевский режим, пристыдив «Право и Справедливость», которая раньше выступала с требованиями немедленно принять Украину в НАТО. Однако правящая польская коалиция сама не выглядит безупречной. Её политтехнологи явно предполагали, что Волынский геноцид всплывет в президентской кампании, и пытались заранее разминировать эту взрывоопасную тему.

Летом прошлого года министр обороны Польши Владислав Косиняк-Камыш говорил, что «Украину нельзя принять в ЕС, пока Варшава и Киев не решат вопрос Волынской резни». Сикорский замечал, что «чем быстрее эта тема исчезнет из наших двусторонних отношений, тем меньше она будет обременять процесс вступления Украины в ЕС». В свою очередь Туск рассуждал о том, что Киеву он «будет всё яснее объяснять, что решение сложных исторических вопросов необходимо для дальнейшего развития наших отношений».

Осенью 2024 года глава польской дипломатии заявил, что Киев подтвердил отсутствие препятствий для проведения поисково-эксгумационных работ на территории Украины. Однако сейчас Навроцкий вновь поднимает эту тему, максимально задирая ставки для киевского режима. И дело тут не только в польско-украинской истории. Его комментарий последовал после того, как избранный президент США Дональд Трамп ответил на вопрос, придерживается ли он позиции, что Украина никогда не может присоединиться к НАТО.

«Мой взгляд заключается в том, что таково было понимание всегда, – цитирует его слова ТАСС. – В действительности я считаю, что у них [России и Украины] была [ранее достигнута] сделка. А затем [действующий президент США Джо] Байден нарушил её. У них была сделка, которая была бы удовлетворительной для Украины и всех остальных. Но Байден сказал: нет, вы должны быть в состоянии вступить в НАТО».

Таким образом, Навроцкий на сегодня является первым польским политиком, перешедшим на язык Трампа, который встревожил Европу своим видением нового геополитического реализма. Европейских политиков и чиновников, особенно польских, пугает возможность того, что Вашингтон и Москва договорятся об урегулировании украинского конфликта над их головами. Навроцкий, пусть даже по большей части в интересах избирательной кампании, начинает готовить почву к принятию данности.

Ветра перемен уловил бывший президент Польши Бронислав Коморовский, которого попросили прокомментировать позицию Навроцкого. Как сказал Коморовский, он не очень понимает, что имеет в виду кандидат в президенты, когда «говорит о цивилизационных проблемах, которые разделяют нас с украинцами». Ведь в «наших национальных интересах держать Россию как можно дальше от Польши», для чего страну на Висле «необходимо отделить от России сильным украинским государством с прозападной ориентацией», и это «не вопрос дружбы и симпатии к Украине».

Однако «прозападная ориентация» сделала Украину слабой и привела к де-факто краху украинской государственности, что может вскоре получить подтверждение де-юре. Отчего поддерживать присоединение её к НАТО и ЕС для Польши нет никакого смысла. Об этом и заявил Навроцкий, прибегнув к близкой ему исторической аргументации. Решится ли он теперь пойти дальше и оспорить «догмат» о «необходимости держать Россию как можно дальше от Польши»? Время покажет.

Станислав Стремидловский, ИА REX

Трамп готовится к встрече с Путиным