На днях ведущая американская газета New York Times разразилась странноватой публикацией под заголовком «Живопись, фотография и война за культуру Украины». Она напечатана в сопровождении фотомонтажа на основе знаменитой картины великого русского художника Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Отличие от оригинала в том, что автор монтажа «переодел» казаков в униформу ВСУ
Источник фото: fondsk.ru
«Похоже, – говорится в статье, – на безмятежный снимок с поля боя на Украине: группа солдат в броне, сгрудившихся вокруг импровизированного стола, на котором разбросана еда и игральные карты. Некоторые смеются или курят, а один развалился на земле, улыбаясь и прокручивая свой телефон».
Эта фотография, – продолжает издание, – не похожа на другие фотографии украинского фронта, которые сплачивали людей на Украине в ходе войны – на ней нет артиллерийского огня, нет солдат, вылезающих из окопов, нет раненых бойцов с искаженными от боли лицами. Тем не менее за последний год это изображение широко распространилось в интернете среди украинцев и получило высокую оценку со стороны правительственных чиновников, которые недавно выставили его в ведущем выставочном центре столицы, поскольку оно затрагивает самую суть борьбы за украинскую идентичность, вызванную полномасштабным вторжением России», – с глубокомысленным видом утверждает автор статьи в американской газете.
«Фотография, – объясняет он, – постановочная и сделанная в конце 2023 года французским фотографом Эмериком Люссе. Это – культурная битва, в которой долгое время доминировала Россия… Однако вторжение России на Украину заставило такие учреждения, как Метрополитен-музей, пересмотреть эту классификацию и переименовать Репина в украинца. С помощью своей фотографической интерпретации г-н Люссе стремится еще больше бросить вызов российскому нарративу, проводя прямую линию между казаками, которые временами сопротивлялись правлению царской России, и нынешней украинской армией. Хотя историки утверждают, что изображенная сцена, скорее всего, никогда не происходила, чувство неповиновения, которое она передает, вызвало глубокий резонанс на Украине», – объявляет New York Times.
«Эта картина была для меня элементом формирования самоидентификации», – сказала 49-летняя Татьяна Осипова, украинская военнослужащая, изображенная на фотографии. Она вспомнила, что ее бабушка хранила небольшую репродукцию «на почетном месте» рядом с православными иконами в их доме, где она служила напоминанием о том, что нужно «постоять за себя».
Льюссет опубликовал фотографию в социальных сетях, и она была быстро принята украинскими СМИ и правительственными чиновниками как символ духа независимости страны. Министерство обороны Украины разместило изображение на платформе социальных сетей X с подписью: «В наших жилах течет казацкая кровь».
Ну а далее американская газета уже откровенно переходит к сути дела, показывая, для какой именно цели она объявляет русского художника Илью Репина «украинцем». И заявляет, что фотомонтаж француза «несет в себе более насущную миссию для Украины: помочь ей восстановить культурное наследие, разрушенное почти тремя годами войны. Российские бомбардировки музеев и театров уничтожили бесчисленное количество украинских культурных ценностей. Оккупационные силы Москвы также разграбили такие учреждения, как Херсонский областной художественный музей на юге Украины, который потерял почти всю свою коллекцию».
Надо ли говорить, что все в этой публикации – ложь, от начала и до конца? Впрочем, и не мудрено, поскольку ее автор – некая Дарья Митюк, как это очевидно, украинский журналист, которая занимается по заказу американцев обычной для Киева лживой пропагандой в стиле утверждений насчет того, что это украинцы выкопали Черное море и открыли Америку.
Не будем опровергать очевидную ложь о том, будто «бомбардировки музеев и театров уничтожили бесчисленное количество украинских культурных ценностей». Россия таким никогда не занималась и не занимается. А займемся разоблачением не менее лживых утверждений украинской пропаганды, которые сегодня дружно поддержали в США и в Европе насчет того, что Репин будто бы «украинский художник».
Родился в русском Чугуеве
Во-первых, Репин родился не в государстве Украина, как утверждает автор статьи в New York Times, – в то время такого государства не существовало в природе, а в городе Чугуеве Харьковской губернии Российской империи. Украина, как отдельное административное образование, появилась только в составе СССР в виде УССР, а раньше эта территория именовалась Малороссией. УССР – искусственный конструкт, созданный большевиками, который только в 1991 году превратился в отдельное самостоятельное государство.
Во-вторых, возникновение города Чугуева к Украине тоже никакого отношения не имеет. Как свидетельствует даже американская «Википедия», он получил свое название от прежнего Чугуевского городища, находившегося на этом месте (возможно, названного по имени половецкого хана Чугая). Название, скорее всего, происходит от татарского слова «чуга», что означает узкий кафтан с короткими рукавами. В русских документах XVI века упоминается Чугуевское либо Чугуево городище как остатки («памятник») города, который существовал ещё до монгольского опустошения Руси. В указе царя Алексея Михайловича от 1647 года указывается, что «Чугуевские земли и разные участки веками принадлежат нашему Московскому государству».
Проведенными на Чугуевском городище археологическими исследованиями в 1996, 2005-2007, 2009 гг. было установлено, что оно было создано в VIII-IX веках раннесредневековым населением салтово-маяцкой культуры, существовавшей во времена зависимости от Хазарского каганата. Отмечены отдельные находки Золотоордынского времени. Чугуевская крепость, ставшая отправной точкой истории города, была построена в 1638-1639 годах по указу русского царя Михаила Фёдоровича на высоком холме между реками Берёзовой (правым притоком Чуговки, ныне не существует), Чуговкой (правым притоком Северского Донца) и Северским Донцом. Её возвёл воевода Максим Ладыженский, прибывший сюда с несколькими сотнями служилых людей из Белгорода, Курска и Оскола. Одновременно царское правительство дало разрешение поселиться близ нововозведённой крепости переселенцам из Малороссии во главе с Яковом Острянином, бежавшим от польских властей после подавления восстания Острянина. Таким образом, город Чугуев, в котором родился Репин, всегда принадлежал России, был построен русскими людьми, входил в состав Российской империи и оказался на территории Украинской ССР, после того как ее нарисовали на географической карте Ленин и компания. Так что ни на какой Украине Репин не родился и родиться никак не мог.
Украинцем себя не считал
Да и сам себя украинцем Репин лично никогда не называл. Жил не в Москве, так в Петербурге, куда приехал поступать в Академию художеств в возрасте 19 лет. Дружил и общался с цветом русской интеллигенции, говорил только по-русски. Большевиков, уничтожавших Российскую империю, люто ненавидел. Умер на территории Финляндии, в своем доме в поселке, который сегодня называется Репино и находится на территории Ленинградской области РФ. Причём тут вообще Украина?
Над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», которую «Нью-Йорк Таймс» подает как некий «шедевр украинской культуры», Репин стал работать в 1878 году в Абрамцеве. Черты запорожцев на полотне Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. А потому многие персонажи картины к запорожским казакам никого отношения не имеют. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза — для другого. Для создания образа писаря Репин пригласил историка Дмитрия Яворницкого, атамана Серко согласился воплотить генерал Драгомиров. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича — музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и т. д. Продал эту свою картину Репин императору Александру III. Никакой Украине он посвящать ее никогда и не думал. В настоящее время «Запорожцы» находятся в Русском музее Петербурга.
Напомним, кстати, и о том, кому писали письмо изображенные на картине Репина запорожцы. А они писали письмо не просто «султану», как лукаво пишет автор статьи, а «турецкому султану». А значит, на самом деле вовсе не боролись за свою свободу с Россией, на что намекает газета, а воевали против турок, которые тогда нападали на российские земли. Многие американцы про все эти детали нашей истории ничего не знают, а потому и принимают на веру тот бред, который им подсовывают разные «Дарьи Митюк». Впрочем, может, и знают, но для них важно сейчас изобразить из России тирана и угнетателя, присвоившего себе «культурное наследство свободолюбивой Украины». А для этого и любая подтасовка сгодится.
И эти подтасовки уже поставлены Киевом при поддержке Запада на поток. Так не только Репин объявлен «украинским художником», но к ним причислен также армянин по происхождению Иван Айвазовский (Айвазян) и грек Архип Куинджи. А потому музей «Метрополитен» в Нью-Йорке признал этих великих русских художников «украинцами», внеся изменения в свои каталоги. А ведь Айвазовский писал: «Каждая победа наших войск, на суше или на море, радует меня, как русского в душе, и дает мысль, как художнику изобразить ее на полотне».
Архип Куинджи вторил своему коллеге: «Я принужден заявить, что я – русский, предки мои греки, которые при императрице Екатерине переселились с южного берега Крыма и основали город Мариуполь и 24 деревни».
Бред русофобии в области махинаций в области искусства с подачи Киева приобрел уже на Западе такие гипертрофированные размеры, что Лондонская национальная галерея картину Эдгара Дега «Русские танцовщицы» переименовала в «Украинских танцовщиц». Жаль, что сам Дега не может подать на авторов такого наглого переименования в суд, поскольку давно уже умер.
Но у России хотят украсть не только великих художников. В список «великих украинцев» уже давно вписали, например, великого русского монархиста и авиаконструктора Игоря Сикорского, которого в США, кстати, называют «американцем русского происхождения». Причина банальная – он жил в Киеве. По тому же принципу в эти списки попал и писатель Михаил Булгаков. Правда, читать его «Белую гвардию» сегодня на Украине запрещается. Гоголь, кстати, тоже украинец, хотя и писал по-русски. Правда, его «Тараса Бульбу» в Киеве тоже запретили читать. И Сергея Королёва определили в «украинцы», раз родился в Житомире, хотя в анкетах в СССР, даже в Бутырской тюрьме, он называл себя русским. И великий русский хирург Николай Пирогов тоже записан в украинцы, только потому что поместье у него было под Винницей и т. д. и т. п.
Ну а что касается краж не только имен, а самих произведений искусства, то тут Запад уже давно дал всем фору. Отправленное из музеев российского Крыма в Голландию на выставку уникальное скифское золото он нам не вернул, а нагло передал Киеву.
Владимир Малышев, ФСК
Жизнь на освобожденных территориях 19 января (обновляется)