Генсек альянса Марк Рютте заявил, что НАТО запускает проект «Балтийский часовой» (Baltic Sentry), предназначенный «для обеспечения безопасности инфраструктуры в Балтийском море». В его рамках альянс увеличит свое присутствие на Балтике. Как сообщила телерадиокомпания ERR, часть кораблей уже встала на якорь в Минной гавани Таллина. Два натовских корабля вошли в Финский залив.
Источник фото: voennoedelo.com
В составе группы мониторинга имеются и другие суда НАТО. При этом альянс, используя опыт Украины в ведении морской войны против Черноморского флота России, в том числе, безэкипажными катерами, задействовала БЭКи на Балтике. Как пишет российский ТГ-канал «Архангел спецназа», примерно 20 морских беспилотников начнут патрулировать акваторию моря. На первом этапе все БЭКи будут управляться операторами, на втором перейдут на автономную работу. Морские дроны станут большой угрозой не только для российского флота, но и для всех судов, которые вызовут подозрения у натовских кораблей.
Президент Финляндии Александр Стубб, говоря о договоренностях, достигнутых на недавнем саммите стран НАТО, заявил, что «безопасность в регионе Балтийского моря будет укрепляться за счет военного присутствия и технологических решений». И главное, по его словам, — страны НАТО на Балтике будут принимать жесткие меры в отношении теневого флота России. В этой связи в недрах блока даже разработан план блокады Калининграда. В Брюсселе спят и видят, как бы сделать Балтийское море «натовским озером». Дания вообще высказалась за то, чтобы закрыть Балтику для российского флота.
Меры, предложенные по итогам саммита стран НАТО балтийского региона, являются попыткой превратить Балтийское море во внутреннее море НАТО, заявил в интервью датской телерадиокомпании DR. посол России в Дании Владимир Барбин. И добавил: утверждения, что эти страны пекутся о безопасности подводной инфраструктуры, лицемерны, учитывая их отношение к подрыву газопроводов «Северный поток». Национальные расследования были свернуты, международное расследование под эгидой ООН заблокировано, уточнил Барбин.
Действительно, если следовать здравой логике, то трудно понять, какая связь торгового флота с безопасностью Балтийского региона. Но если принять логику натовских стран, тогда все становится на свои места. Германия, Италия и прочие члены НАТО намерены защитить Балтийское море от диверсий российского теневого флота, который, по мнению альянса, только и существует ради диверсионной деятельности, как и вообще весь торговый российский флот.
При этом ни одна из тех стран, чьи корабли обеспечивают реализацию операции «Балтийский страж», а это — Эстония, Финляндия, Швеция, Дания, Германия, Польша, Литва и Латвия, — не представила никаких доказательств того, что идущие по дну кабели действительно были повреждены.
Однако в Европе как должное восприняли все обвинения в адрес тех государств, которым принадлежат суда, но почему-то, в первую очередь, России, чьих кораблей среди подозреваемых нет вообще. Как сказал известный журналист и политолог Вадим Авва (переехал из Латвии в Россию), «с 1991 г. ни один кабель связи якорями не рвался. И вдруг в последние два месяца они стали рваться. Никаких свидетельств этому не предоставляется. Скорее всего, все заявления являются ложью и делаются с целью, чтобы вся эта информация о разрыве оптоволоконной связи между Финляндией, Эстонией и прочими стала подготовкой общественного мнения к дальнейшему витку эскалации».
Сообщается, что с начала 2025 г. НАТО направило в Балтийское море 10 кораблей дополнительно к тем, что там уже находились. «Мы следим за ситуацией, и если произойдет что-то странное, то будем готовы реагировать», — заявил коммодор ВМС Нидерландов Арьен Варнаа. В свою очередь, премьер-министр Польши Дональд Туск предупредил, что страны Североатлантического альянса намерены взять под контроль нейтральные воды Балтики для отслеживания перемещения кораблей в регионе. Он подчеркнул, что польские объекты в Балтийском море будут охранять корабли ВМС Польши. В случае если Варшава посчитает какие-то суда причастными к инцидентам, польские ВМС будут останавливать предполагаемых нарушителей. Туск также сказал, что уже минимум четыре польских корабля патрулируют Балтийское море. Финны, однако, раньше поляков открыли сезон каперства на Балтике.
В начале января финский спецназ штурмовал судно Eagle S, шедшее под флагом Островов Кука. Дескать, этот корабль повредил кабель EstLink 2 мощностью 350 МВт. Финские пограничники предполагают, что танкер якобы волочил по дну якорь, чтобы устроить обрыв. И после приказа финнов поднять якорную цепь те увидели, что она была вроде как без якоря. И сделано это было, понятное дело, по прямому заказу «злых русских». А как иначе? Eagle S вез русскую нефть в обход санкций в Египет, хотя самих русских на судне не обнаружилось — только индусы и грузины. Но, касаясь вопроса «сдерживания» теневого флота России, надо сказать, что одна только Эстония с июня прошлого года проверила более 300 танкеров. «То же самое делают финны, и скоро будут делать другие страны, потому что эти танкеры приносят деньги России», — сказал премьер-министр Эстонии Кристен Михал. По его словам, именно такая «финская схема» задержания Eagle S должна стать автоматическим правилом поведения кораблей НАТО. Эстонский министр обороны Ханно Певкура добавил, что Таллин предлагает создать общий штаб Североатлантического альянса для операций на Балтике, и военные корабли НАТО держать в акватории постоянно на основе ротации. Польша идет еще дальше, открыто заявляя, что военная миссия распространится и на нейтральные воды.
Поводом для столь безумных действий объявлены регулярные разрывы кабелей, лежащих на морском дне, в чем якобы виновата Россия. Неважно, что никак не доказано участие подозреваемых в этом судов и их экипажей. Что подозреваемые суда не носят российский флаг. Что на морском дне уложены десятки тысяч подобных кабелей и их разрывы происходили регулярно, на что никто никогда особого внимания не обращал. Россия объявлена ответственной – «хайли лайкли» – за все подобные происшествия как минимум на Балтике. А точнее – все суда, выходящие из российских портов, независимо от порта приписки и флага.
Генсек альянса Марк Рютте объявил, что операция Baltic Sentry станет для альянса «технологическим экспериментом», а ее главной целью заявлено «предотвращение любых будущих попыток государственных или негосударственных субъектов нанести ущерб критически важной подводной инфраструктуре». Впрочем, инцидент с повреждением газопроводов «Северный поток», который положил начало череде аналогичных происшествий на дне Балтики, представители НАТО в контексте сохранности подводной инфраструктуры не упоминали.
И приходится повторять те вещи, которые в НАТО, конечно же, знают, но откровенно игнорируют. Так, один из важнейших принципов международного морского права состоит в том, что море за пределами 12-мильной прибрежной зоны принадлежит всем при условии его мирного использования, разумеется, для торгового и коммерческого судоходства. Об этом говорит Конвенция ООН об открытом море. Теперь в НАТО дают понять, что эти правила должны относиться ко всем, кроме России.
Но у НАТО нет полномочий, которые бы позволяли контролировать российские суда в нейтральных водах, а РФ как уважающая себя страна не позволит оппонентам угрожать своей собственности, указал в беседе с NEWS.ru первый зампред комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров. Попытки блокировать корабли под флагом России обернутся мощным ответом Москвы.
Попытка абордажа или блокировки российских судов, по его словам, будет приравниваться к пиратству, которое во всем мире является тяжким преступлением. Сенатор напомнил, что Россия пользуется общепризнанными торговыми путями. «Кто перехватит наш танкер, пойдут ко дну. Неужели они не понимают, что это собственность Российской Федерации? Это нейтральные воды. Мы не входим в территориальные воды стран НАТО», — заключил сенатор.
Понимают, все они понимают. Опасаясь открытого военного конфликта с ядерной державой, НАТО использует страны Скандинавии и Прибалтики как шайку гопников для остановки российского нефтяного экспорта. Чтобы заставить компании-перевозчики отказаться от захода в российские порты под угрозой задержек, обысков и захватов. Тем самым лишать российский бюджет доходов от морских перевозок и сделать беднее наше государство и каждого из граждан.
Не секрет: российская торговля нефтью по-прежнему во многом зависит от портов Балтийского моря — более 40% морского экспорта сырой нефти проходит именно здесь. А продажа нефти остается одним из главных источников доходов российского бюджета. По данным на ноябрь 2024 г., его общие доходы составили 32,6 трлн руб., на поступления от продажи нефти и газа из этой суммы приходится треть — более 10 трлн. После того как Россия начала СВО на Украине, власти западных стран пытаются лишить Россию доходов от продажи нефти или, как минимум, ограничить их. Они вводили разного рода эмбарго на поставки нефти и ее перевозку. Россия в ответ создала теневой флот. При этом у нас по Балтике проходит 60% всей морской торговли.
Проигрывая войну на украинском ТВД, НАТО под надуманным предлогом «усиления защиты критической инфраструктуры» намерено открыть второй фронт противостояния с РФ в Балтийском регионе. Здесь создается вторая подчиняющаяся НАТО организация, направленная непосредственно против России. С 2018 г. функционирует альянс десяти стран «Объединенные экспедиционные силы», предоставляющие войска для сдерживания и быстрого реагирования. Кроме пяти скандинавских стран, в эту группу входят еще три страны Прибалтики и Нидерланды под руководством Великобритании, исполняющей роль «рамочной страны». Германия и Италия выступают в роли «ведущих стран». На данный момент альянс координирует миссии по наблюдению за морскими акваториями от Ла-Манша (через Северное море и Северную Атлантику) до Балтийского моря. 6 января министр обороны Великобритании Джон Хили объявил, что Объединенные экспедиционные силы активизируют мониторинг состояния критически важной инфраструктуры в Балтийском море. По его словам, упомянутые страны начали операцию Nordic Warden («Северный страж»), в рамках которой для наблюдения за судами и оценки рисков задействуются технологии искусственного интеллекта. Действия Объединенных экспедиционных сил усиливают «существующие и запланированные ответные меры НАТО». По всей видимости, «ответные меры» были запланированы еще до появления российского теневого флота. И вот наступило время действовать.
Практически реализация «миссии» альянса Baltic Sentry является признанием Западом важнейших реалий, сложившихся после начала СВО: никакие санкции против российского нефтяного экспорта на данный момент не работают. Российская нефть успешно доставляется покупателям, и прежде всего морским путем, в том числе через Балтийское море.
По оценкам генерального директора Российского совета по международным делам (РСМД) Ивана Тимофеева, антироссийские санкции уже не играют ограничительной или сдерживающей роли для страны. Он уточнил, что экономика РФ быстро перестроилась под обстоятельства и набирает темпы роста. И поскольку санкции не работают, то НАТО хочет перекрыть Балтийское море для танкеров военной силой.
Фактически под эгидой НАТО возрождается пиратство, заявил в эфире «Крым 24» президент Ассоциации прибалтийских исследований, профессор Николай Межевич. Были захвачены суда под флагами третьих стран. «Очень бы не хотелось вернуться в ситуацию, когда торговые перевозки, как это было в 1923—1926 годах в Балтийском море и Финском заливе осуществлялись под прикрытием Краснознаменного Балтийского флота. И когда рядом у вас идет линкор «Марат» и две его «барышни» по шесть 12-дюймовых стволов повернуты в сторону Хельсинки, а две – в сторону Таллина, государственный угро-финский пират начинает очень крепко задумываться. Памперсов в те годы еще не было. Видимо использовались какие-то другие подручные предметы», — подчеркнул Межевич и добавил, что другого рецепта, кроме как применение силы, здесь не существует.
Важно отметить, что для нашей страны западные санкции являются нелегитимными, а потому любые методы минимизации их воздействия на отечественную экономику приветствуются. В общем, как у нас говорят, умный в гору не пойдет, умный гору обойдет. Американские и европейские специалисты в то же время изыскивают способы, как уничтожить теневой флот России. Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что главное в последних ситуациях не танкеры, ведь подобные запреты уже вводились против десятков судов, как ни в чем не бывало продолжающих перевозить нефть. Новшество во всем этом то, что две добывающие компании попали под ограничения. Раньше такого не было. Теперь у них будут бояться покупать напрямую, так как любые экономические контакты с ними запрещены. Они будут продавать свои продукты перекупщикам. Либо еще в России, либо уже в море, на пути к какой-то точке. А уже трейдеры в качестве посредников продадут эту нефть на рынках сбыта. Надо помнить, что санкции вводятся не только против судов-перевозчиков, но и против компаний-производителей, а также структур, принимающих эту нефть.
Не так давно уходящая администрация США ввела блокирующие санкции против двух крупнейших нефтяных компаний, «Газпром нефти» и «Сургутнефтегаза», а также против десятков танкеров «Совкомфлота». Американский минфин назвал новый пакет ограничений «решительными действиями по сокращению доходов России от продажи энергоносителей». Под «раздачу» попали суда, как они говорят, теневого флота, которые используются для транспортировки российской нефти в обход западных рестрикций. Точнее, это 69 судов «Совкомфлота» и другие танкеры, продолжающие транспортировать российскую нефть в обход санкций. В общей сложности в запретительный список попали 183 танкера.
Размах деятельности теневого флота таков, что он охватывает серьезную часть мирового судоходства, теневой флот обеспечивает около 17% глобального тоннажа нефтяных танкеров (на ноябрь 2024 г.).
Согласно данным компаний S&P Global Commodities at Sea совместно с Maritime Intelligence Risk Suite, общий теневой флот России достигает 586 единиц. При таких масштабах введение санкций против нескольких десятков судов особо не повлияет на общую картину.
Тем более что процесс пополнения теневого флота не останавливается, поскольку напрямую связан со строительством новых танкеров, превратившись в альтернативу легальной утилизации судов. Компании просто продают старые танкеры, обновляя свой флот.
Российский флот-призрак стал жизненно важным инструментом не только для России, но и для остального мира. «Остальному миру» (т.е. западной его части) очень бы этого не хотелось, но, как констатировала испанская El Economista, «если бы Россия не могла экспортировать свою нефть, мир бы столкнулся с нефтяным кризисом, равного которому в истории найти трудно». «Сотни нефтяных танкеров сомнительного происхождения», пишет издание, создают «постоянный поток доходов для Москвы и поддерживая баланс на мировом нефтяном рынке». И всем хорошо, кроме наших бывших западных «партнеров», они локти кусают от злости, но сделать ничего не могут.
Политолог, заместитель декана факультета мировой экономики и политики ВШЭ Андрей Суздальцев, одна из специализаций которого — морское право, говорит: «Балтийское море действительно имеет для России стратегическое значение. Во-первых, на Балтийское море имеет выход наша «вторая столица» — Санкт-Петербург. Здесь расположен крупнейший порт страны Усть-Луга, связывающий европейские и азиатские рынки». По его оценкам, ежегодно через него отправляются более 120 миллионов тонн грузов — нефть, уголь, удобрения и зерно. Для экономики России этот узел — один из ключевых, и любые провокации в регионе бьют не только по торговле, но и по безопасности страны. Суздальцев убежден: «Третья мировая война может начаться как раз на море. И именно Балтика рискует стать «морем раздора».
Доцент кафедры международных отношений Президентской академии в Санкт-Петербурге, кандидат политических наук Елизавета Пронякина отмечает, что при дальнейшем нагнетании напряженности в Балтийском море новой точкой противостояния естественным образом станет Калининградская область. В сложившейся ситуации российской стороне придется продумать адекватные меры безопасности и подготовить достаточно быстрый, жесткий ответ на новые выпады со стороны Североатлантического альянса, уверена г-жа Пронякина.
Примечательно, что Германия, взявшая на себя роль лидера в НАТО, заявила о начале операции «Балтийский часовой» против России буквально за несколько дней до инаугурации американского президента. Видимо, это не случайно. Как не по воле случая представители нескольких американских и европейских разведок вдруг заявили, что Россия не причастна к повреждению подводных кабелей на дне Балтийского моря, сообщила газета Washington Post. Совместное расследование не выявило признаков того, что коммерческие суда, подозреваемые в протаскивании якорей по морскому дну, делали это намеренно или по указанию Москвы. С чего это они вдруг прозрели? Все просто: пытаются, таким образом, как бы смягчить атмосферу жесткой конфронтации в преддверии возможных переговоров президента РФ Владимира Путина и президента США Дональда Трампа. Хитрецы они великие, однако, не с того конца начинают. Надо бы, прежде всего, отменить все приготовления НАТО к войне с Россией.
Экс-командующий Черноморским флотом адмирал Владимир Комоедов в беседе со «Свободной Прессой» отметил, что без внимания подобные маневры оставлять нельзя. И неважно как они называются — учения или операция.
«Но у нас хватает здесь морской разведки, которая вскрывает все их планы, все слушает, все видит, и береговая, в частности в Калининградской области. Средств на Балтийском флоте достаточно. Ухо держать надо востро, поскольку все подобные движения НАТО нередко попахивают провокацией», — пояснил собеседник издания.
Дальнейшие события в Балтийском море в немалой степени будут зависеть от последующих действий и риторики США в качестве одного из ключевых участников НАТО и геополитического противника России. Но рассчитывать, что внешняя политика нового президента США Дональда Трампа будет направлена на деэскалацию конфликта на Украине и сворачивание деятельности альянса в Балтийском море не приходится. Особенно на фоне противоречивых заявлений американского президента о необходимости увеличить количество штатов за счет присоединения Канады и Гренландии.
Кроме того, Трамп пообещал: если российский президент Владимир Путин не согласится с его планом урегулирования по Украине (а он не согласится по причине того, что нам перемирие не нужно, нам нужен мир), то Трамп введет против РФ новые санкции. Судя по всему, это будут санкции в нефтяной и газовой отрасли, и не только в плане торгового эмбарго или логистики. Также намечено резко увеличить предложение американских энергоресурсов на рынке. Трамп уже заявил: «Мы будем бурить… Америка станет страной-производителем вновь. У нас есть огромные запасы нефти и газа. Мы снизим цены. Мы будем экспортировать наши энергоресурсы по всему миру», — и тут же снял наложенные Байденом ограничения на добычу нефти и экспорт газа.
Очевидно, его главная надежда — на резкое снижение цен на нефть (и газ) на мировом рынке и развал РФ из-за снижения нефтегазовых доходов и взрыва социального недовольства. В то же время НАТО активирует свои действия на Балтике с аналогичной целью.
Но американский лидер и иже с ним явно не только плохо знают русский народ, но и неверно оценивают ситуацию в нашей стране, если, например, хозяин всея Европы Трамп однозначно утверждает: «… у России будут большие проблемы. Посмотрите на их экономику, посмотрите на инфляцию и национальную беду». Неправильные выводы всегда ведут к ошибочным решениям. Куда «кривая Трампа» выведет Америку, трудно предугадать. Сегодня понятно одно — Балтийское море стало для нас таким же рубежом, как тот, на котором наши героические предки в тяжелейший момент былой войны сказали: «Велика Россия, а отступать некуда — за нами Москва!..» Потом дошли до Берлина…
Максим Столетов, Столетие
Запрет Байдена на использование Россией доллара навредил США