Невступление Украины в НАТО - одно из главных условий России для того, чтобы конфликт мог закончиться. Пока истинные намерения Дональда Трампа и насчет пунктов возможного мирного соглашения, и по поводу будущего, которое ждет альянс – в тумане.

Пока американский президент точно намерен добиваться, чтобы страны-члены отстегивали на оборону аж по 5% ВВП (это возмутило даже министра финансов суперлояльной Эстонии - он призвал «послушать голос разума»: ну нету таких денег в местной казне). А НАТО во главе с новым генсеком, голландцем Марком Рютте, продолжает стращать публику «российской угрозой». И сценарии конфликта, которые ваяют в западных штабах, крутятся вокруг Калининграда. Об этом мы поговорили с главным специалистом Центра геополитических исследований Балтийского региона БФУ имени Канта Юрием Зверевым.

Страны НАТО решили взять под свой контроль судоходство в нейтральных водах Балтийского моря. Предлог – «защита подводной инфраструктуры» от повреждения торговыми судами других стран.

А вот свежее сообщение, которое распространил американский The National Interest: приборы показали пилотам французских патрульных самолетов ВМС Atlantique 2 над Балтикой, что за ними из района Калининграда следит радар нашего зенитно-ракетного комплекса С-400.

Очевидно, что Запад провоцирует обострение обстановки в регионе. Какой сейчас там расклад сил, что случится, если страны НАТО попытаются блокировать Калининградскую область - и может ли из-за этого начаться настоящая война?

- В перспективе тяжесть противостояния между Россией и Западом будет сдвигаться с Украины в Прибалтику?

- Да, точнее - в Прибалтику и Польшу, — объясняет Юрий Зверев. — У Польши достаточно мощные собственные вооруженные силы, развитая военная инфраструктура. Территорию же Прибалтики в силу ее географии оборонять крайне сложно. Я не думаю, что туда будет введено большое количество войск. А на территорию Польши - да, такая вероятность есть.

Сейчас опять идут упорные разговоры: давайте мы одну из американских бронетанковых ротационных бригад, которая в Польше размещается, оставим там на постоянной основе. А где две бригады, можно потом и дивизию развернуть.

- Мир на Украине, если он будет заключен, может остановить этот процесс?

- Вопрос-то не в Украине, а в отношениях России и Запада и в новой конфигурации глобального мира. Понятно, что на равных нас Запад воспринимать не хочет. А после того, что он отчебучил и в отношениях с нами, и на Украине, доверять ему не приходится.

Поэтому понятно, что эта неформальная или гибридная война, даже при прекращении реальных военных действий на Украине, будет продолжаться еще десятилетия. Может быть, не закончится никогда.

- Недавно прошли сообщения, что подразделения стран НАТО перемещаются к границам Калининградской области. Что это значит?

- Пока это обычная рутина, связанная с ротацией войск. Вдобавок через ту же Польшу, в том числе и через Гданьский порт, тащат технику на Украину.

Сейчас меняются две американские бригады в Польше. Притащили морем танки 1-й бронетанковой бригадной боевой группы 3-й пехотной дивизии для плановой замены другой американской бронетанковой бригады 1-й кавалерийской дивизии.

Продолжаются поставки южнокорейских танков и другой новой военной техники в 16-ю польскую Поморскую механизированную дивизию, которая давно стоит непосредственно на границе с Калининградской областью.

Наращивание действительно идет, но оно имеет долгосрочную перспективу. Так, в соседних с Калининградской областью воеводствах создается новая польская 1-я дивизия пехоты легионов имени маршала Юзефа Пилсудского (по факту механизированная) численностью более 30 тысяч военнослужащих, которая должна быть готова только к началу 2030-х годов.

Идет развитие американской военной инфраструктуры в Польше. Это игра вдолгую. О реальной опасности, хотя она и сейчас существует, можно будет говорить где-то к концу этого десятилетия, когда армия Польши сильно перевооружится (в Германии, кстати, уже в этом году появятся американские ракеты средней дальности, пока в неядерном оснащении). И много других вещей будет к этому времени реализовано.

«Война за Калининград»: НАТО расписало сценарии конфликта с Россией «после Украины»

Страны НАТО решили взять под свой контроль судоходство в нейтральных водах Балтийского моря.

GLOBAL LOOK PRESS

- А сколько войск находится на территории прибалтийских стран?

- На самом деле, не очень много. В Литве будет немецкая бригада с этого года. 45-я танковая бригада, в которую войдет и нынешняя передовая группа НАТО во главе с Германией, тысяч пять человек.

Уже создана бригада на базе многонационального батальона НАТО в Латвии. Там будет 2200 канадцев и военнослужащие других государств блока.

Свою бригаду в Эстонии британцы не разворачивают, но по плану там должно быть порядка полутора тысяч военнослужащих из Великобритании и Франции.

То есть десять тысяч максимум на три прибалтийские страны, если не считать, понятно, и их собственные малочисленные вооруженные силы.

Та же самая картина в Польше. Там тысяч 10-11 американских войск болтаются по ротации. И где-то не больше 1500 остальных натовцев из других стран (кроме самой Польши). Норвежцы сейчас заехали со своими самолетами, британцы с зенитными ракетами сидят. Канадцы, немцы снова собираются возвращаться. С ракетами «Пэтриот».

Для создания ударной группировки такого количества войска недостаточно. Если начнется какое-то массированное передвижение на уровне дополнительных бригад, дополнительных дивизий, скрыть это будет крайне сложно.

- Какая роль в сценариях возможного конфликта натовцами отводится Прибалтике и Польше?

- Плацдарм для нападения. Польша сильно перевооружается. Она покупала новую технику у США и Южной Кореи, частично - в Западной Европе. А украинцам поляки спихивали старую изношенную советскую военную технику...

Но надо понимать, что при любой агрессии против Калининградской области тут же начинают работать в ее защиту все Вооруженные силы Российской Федерации.

А Прибалтику оборонять крайне сложно. Это показала, кстати, Вторая мировая - Великая Отечественная война. В Прибалтике нет стратегической глубины для обороны. Немцы сидели в Курляндском «котле». И тоже в каком-нибудь «котле» сядут. Но разбирать «котлы» современным высокоточным оружием значительно проще, чем оружием времен 1941-1945 годов.

- Западу давно не нравилось, что в Калининградской области у России есть военные силы…

- Разговоры о «демилитаризации» области идут с начала 90-х годов. Балтийская ассамблея, включавшая парламентариев трех стран Прибалтики, даже резолюцию приняла «О демилитаризации Калининградской области и дальнейшем ее развитии» в 1994 году, еще при Ельцине, когда считалось, что у нас с Западом нормальные отношения.

- Сейчас уже речь идет о попытках Запада блокировать Калининградскую область с суши и моря. Что они уже сделали и что можно еще ждать?

- С начала СВО было прервано воздушное сообщение Калининграда через Литву и другие стран Прибалтики с основной частью России. Наши самолеты сейчас вынуждены летать над международными водами Балтийского моря, в том числе в Москву, заворачивая над Питером.

Из Калининграда есть международный рейс в Минск. Он сейчас летает через Петербург.

Введено ограничение передвижения по суше так называемых подсанкционных грузов, их разрешили возить только по железной дороге и только в пределах определенной квоты. Она определяется средним объемом перевозок за последние три года. То, что в эти квоты не влезает, перевозится морем.

Создан морской мост между Усть-Лугой и Балтийском. Работают на нем, и весьма эффективно, больше двух десятков судов. Я, как житель Калининградской области, серьезных проблем со снабжением товарами и всем необходимым не вижу.

- Сможет ли Запад решиться и прикрыть полностью сообщение?

- Сильно сомневаюсь, по одной простой причине: это будет акт войны. Не думаю, что Россия на это будет равнодушно взирать. Более того, уверен, что по закрытым каналам господ с Запада уведомили, что в этом случае произойдет, чтобы у них не было иллюзий.

- Если речь не идет об объявлении войны, то мы с этой блокадой справимся?

- Мы справимся не с блокадой, мы справимся со странами, объявившими блокаду. Каким образом - догадаться, собственно говоря, нетрудно.

- Какие сценарии начала прямого столкновения НАТО с Россией в Калининградской области сейчас актуальны на Западе?

- Идея - провоцировать нас и представлять начало конфликта так, что Россия якобы начала первой. Потому что 5-я статья Североатлантического договора действует только в случае нападения на территорию стран НАТО в Европе и Северной Америке. Если одно или несколько государств альянса нападут на Россию, эта статья вообще-то не действует. И другие страны НАТО могут сказать: а мы-то тут при чем, извините, мы в это не вписываемся. И при всей блоковой дисциплине, давлении Вашингтона, гореть в ядерном огне никому не захочется.

Не надо исключать, конечно, и опасности случайных военных инцидентов. Несколько лет назад над Эстонией испанский летчик пульнул боевой ракетой. Причем, как выяснилось, он еще и французский истребитель держал в прицеле, к счастью, не попал. А попал бы? Первая реакция была бы: русские сбили французский истребитель.

- В ноябре 2022 года, когда украинская ракета упала за территории Польши, двух поляков убила, первая реакция была: все, на нас напала Россия.

- Но, кстати, когда выяснилось, что это украинская ракета, по-моему, все были до безумия в глубине души рады. Поэтому, когда мы обсуждаем вопрос участия Запада в войне с Россией, надо понимать, что США во главе с Трампом хотят играть на грани фола, но по возможности эту грань не переходить, потому что там с ума окончательно не посходили и понимают, чем это может закончиться. Это игра на истощение, это все еще сохраняющая надежда на какой-то внутренний кризис в России. Но я не очень верю, что они решатся на прямую войну.