Для чего оказались нужны северокорейские "Коксаны"?
По открытым данным Military Balance 2021, к началу боевых действий на Украине в рядах российской армии находилось около 60 единиц 207-мм САУ 2С7 «Пион»/2С7М «Малка», еще 260 стояли на хранении в 94-ом арсенале в Омске.
С началом СВО и увеличением рядов ВС РФ началась активная расконсервация стоящих на хранении «Пионов». Особенно актуальным данный вопрос стал после получения ВСУ современных дальнобойных западных 155-мм САУ с длинной ствола в 52 калибра, до которых российская 152-мм артиллерия с 47-ми калиберными орудиями частенько просто не достреливала, что ограничивало контрбатарейную борьбу.
В 2023 году Минобороны планировало развернуть сразу 5 артиллерийских бригад большой мощности, вооруженных 203-мм 2С7 «Пионами» и 240-мм «Тюльпанами». Учитывая данные планы, дальнобойных орудий и специфических боеприпасов к ним было необходимо очень и очень много.
Судя по западным спутниковым снимкам, уже к январю прошлого 2024 года большая часть из примерно ~220 видимых на хранении «Пионов» уже была расконсервирована. На открытых площадках арсенала в Омске осталось стоять менее 80 самоходок. При этом, еще с 2023 года у части хранящихся «Пионов» начали снимать орудия. Быстрое исчерпание своего ресурса длинными тяжелыми 203-мм стволами, вместе с тем, что некоторые корпуса САУ было сложно/невозможно быстро восстановить, привело к частичной каннибализации.
Другой стороной проблемы оказались запасы 203-мм снарядов и способность их пополнять. В 2023 году начались закупки для ВС РФ у Ирана 203-мм американских снарядов от гаубиц M110, полностью взаимозаменяемых с «Пионами», первые фото которых появились к весне 2024 года.
Тот же Military Balance за 2024 год уже отмечал, что в строю российской армии находится уже около 125 единиц 207-мм «Пионов»/«Малок». Учитывая известные подтвержденные потери около 30 данных САУ, а также тот факт, что часть из хранившихся 260 самоходок была каннибализирована в пользу еще живых машин (а часть восстановить не получится, или получится с трудом), то к 2024 году с запасом дальнобойных артиллерийских орудий и боеприпасами к ним стали наблюдаться определенные проблемы.
Скорее всего, данные проблемы, вкупе с планами Генштаба по наличию в армии как минимум пяти артиллерийских бригад большой мощности для прорыва обороны ВСУ и контрбатарейной борьбы с западными САУ, и стали причиной для поиска аналогов «Пионам». И по сути единственными САУ, способными поражать цели на схожих дистанциях и обладающими схожим (путь и меньшим) могуществом снаряда, доступными для приобретения, оказались именно северокорейские САУ M1989 Koksan.
Если верить заявлениям противника, то КНДР должна поставить российской армии еще около 120 единиц 170-мм САУ M1989 Koksan. И это помимо уже переданных нескольких десятков «Коксанов», эшелоны с которыми неоднократно попадали в кадр на территории России (1, 2, 3, 4).
Таким образом, возможные поставки 170-мм дальнобойных артиллерийских систем из КНДР потенциально даже превышают количество находящихся сейчас на вооружении 203-мм «Пионов»/«Малок», что позволит с лихвой насытить новые артиллерийские соединения.
Главным риском в данной ситуации, как и ранее, является уникальность калибра у САУ из Северной Кореи, а как следствие серьезная зависимость ВС РФ от поставок снарядов от нового союзника. Но выбирать не приходится.