Новые власти США и руководство Евросоюза придерживаются разных подходов к конфликту на Украине. Такое мнение высказал премьер-министр Венгрии Виктор Орбан в эфире радиостанции Kossuth. «Орбан считает, что европейцы хотят санкций, а не мира, в то время как американцы хотят мира, а санкции — это средство его достижения», — говорится на официальном сайте венгерского премьера. По мнению политика, в данный момент «европейская логика полностью отличается от американской: одна — логика войны, а другая — логика мира».

Миллионы беженцев с Украины трудятся на благо чужих стран

Источник фото: antifashist.com

Хотелось бы, конечно, чтобы устами Орбана говорила истина, да мешают реалии. Между американскими «голубями мира» и европейскими «ястребами» принципиальной разницы нет. Янки желают перемирия (заморозки боевых действий) между Украиной и Россией здесь и сейчас на условиях Вашингтона, что означает пролонгацию украинского конфликта на неопределенный срок. Европейцы же выступают за усиление военно-промышленного комплекса и увеличение объемов поставок военной помощи киевскому режиму на фоне «угрозы» странам ЕС и НАТО со стороны Москвы. Практически это та же «логика мира» США, но, как говорится, вид сбоку: война до последнего украинца путем снижения призывного возраста (версия Вашингтона) или до конца Украины (версия Брюсселя).

Когда при этом руководители Великобритании, ЕС, НАТО и США единогласно заявляют, что они будут поддерживать Украину «столько, сколько потребуется», это значит они берут на себя обязательство продолжать опосредованную войну, которую Запад ведет против России с тех пор, как сверг демократически избранное правительство Украины в феврале 2014 г. Что это обязательство подразумевает? Не только огромную военную «помощь», скрывая за этим оксюмороном снабжение Киева смертоносным оружием, боеприпасами, техникой и даже ОМП, но и якобы гуманитарную поддержку в виде приема беженцев с Украины. Однако за этими и всеми другими видами западной «помощи», понятно, лишь меркантильный расчет. Война как таковая обеспечивает большими и гарантированными доходами ВПК западных стран, прежде всего, США. А приток миллионов украинских беженцев обеспечивает экономике Запада рабочие руки «белых людей», из которых более 63% имеют высшее и специальное образование.

Исключительно по этим причинам наибольшую поддержку украинцам оказали Германия, Польша, Чехия, Испания и Франция. А Совет ЕС в сентябре 2023 г. продлил до марта 2025 г. действие механизма временной защиты украинских беженцев. Механизм, позволяющий гражданам Украины по упрощенной процедуре легализоваться в ЕС, получать услуги здравоохранения и образования, доступ на рынок труда, жилье и соцвыплаты. Недавно, несмотря на снижение энтузиазма в отношении оказания ресурсной помощи, Европейский Союз продлил действие временной защиты для миллионов украинцев до марта 2026 г.

Согласно данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, в Германии проживает наибольшее число украинцев — более 1,2 млн чел. Более чем за два года ФРГ израсходовала 30,6 млрд евро на помощь беженцам. В Польше статус беженца получили около 957 тыс. украинцев, общие расходы на их поддержку составили 26,5 млрд евро. Чехия и Испания потратили по 7 млрд евро. В Чехии проживает около 370 тыс. беженцев, в Испании — более 200 тыс. Во Франции на поддержку 66,6 тыс украинских беженцев было потрачено 3,9 млрд евро. Правда, все расходы окупаются. Так что не такие уж они и бессребреники, эти западники. Скорее, хорошо умеют считать.

Университет штата Северная Каролина провел исследование о влиянии украинских беженцев на ВВП стран Евросоюза. Исследователи начали работать, когда в ЕС прибыли 7 млн беженцев с Украины (на момент публикации исследования беженцев было уже 8 млн — лето 2023 г.). Было сделано предположение, что в краткосрочной перспективе страны, принимающие украинцев, столкнутся со значительными расходами. Тем не менее американские исследователи пришли к выводу: чем больше правительство и частный сектор страны способны инвестировать в капитальные структуры, тем больше у этой страны будет возможностей воспользоваться своим возросшим доступом к высококвалифицированной рабочей силе.

Год спустя в докладе МВФ «Миграция в ЕС» отмечалось, что приток мигрантов за счет беженцев с Украины помог Евросоюзу частично решить проблемы, связанные с «беспрецедентно высокой» нехваткой рабочих рук.

Как следует из материалов, скорость интеграции мигрантов на рынок труда во многом объясняется масштабными мерами поддержки, развернутыми европейскими властями для приехавших с Украины.

На их фоне более двух третей (2,7 млн) рабочих мест, созданных в Европе с 2019 по 2023 г. были заняты именно мигрантами, а безработица в ЕС в целом за последние полтора года неоднократно обновляла исторический минимум и составляет 6,4%.

Заведующий кафедрой мировой экономики и управления внешнеэкономической деятельности МГУ им. Ломоносова Владимир Осипов отмечал, что рост европейской экономики зависит от притока новых рабочих рук. «Совершенно не секрет, что для Польши и Германии именно Украина поставила самое большое количество рабочих рук для сельского хозяйства. Сбор ягод, плодов, сельскохозяйственная работа — дешевый рабочий труд на самом деле очень удачный источник», — сказал Осипов в эфире программы «Большая игра» на Первом канале. Под предлогом защиты людей от военных действий на Украине правительство страны не планирует возвращать беженцев, чтобы не урезать темпы экономического роста хотя бы в сфере сельского хозяйства.

На днях министры внутренних дел Евросоюза и Еврокомиссия приступили к обсуждению дальнейшей судьбы украинских беженцев после окончания действия механизма временной защиты, сообщила госсекретарь по вопросам миграции Бельгии Николь де Мур. По словам еврокомиссара по внутренним делам Илвы Йоханссон, подход ряда стран заключается в том, что нужно ориентироваться на их возвращение на Украину и содействовать этому. «Но, несомненно, все будет зависеть от окончания войны, начала восстановления Украины», — заметила она.

И еврокомиссар знает, что говорит. Дело в том, что уже через месяц после начала нашей СВО решением Совета ЕС была принята директива, которая дает право на временное убежище для украинцев, спасающихся от военных действий в своей стране. Защита предоставляется на 1 год с возможностью продления до 2 лет, в зависимости от ситуации на Украине. При стабилизации ситуации там программа ЕС может прекратить свое действие, и в таком случае украинцы обязаны вернуться домой. Как видим, уже тогда в Европе не говорили о мире на Украине, предполагали, что конфликт растянется минимум на год, и рассчитывали на бегство за границу массы украинцев. Очевидно также, что планировали и их участие в труде «на благо новой родины».

Сегодня Европа сталкивается со многими экономическими угрозами, но на ее экономику может обрушиться новая напасть, если на Украине наступит мир. Как отмечалось, в странах Центральной и Восточной Европы пребывают миллионы украинцев. Значительная часть убежавших с Украины заполнили в ЕС рабочие места. Если они уедут, возникнет напряжение на рынке труда, и отток украинских рабочих подстегнет инфляцию. Велик риск того, что некому будет работать. Кроме того, как отмечал профессор, декан факультета социальных наук Финансового университета Александр Шатилов, производительность труда украинцев гораздо выше, чем у выходцев из стран третьего мира, Африки и Азии. По его данным, Европа в какой-то степени «подсела» на украинских гастарбайтеров, в частности, это касается Польши и Германии — тех стран, где украинцев больше всего.

Европейские страны могут столкнуться с нехваткой рабочей силы после окончания конфликта на Украине из-за возвращения домой украинских беженцев, заявил глава представительства швейцарского банка J. Safra Sarasin в Австрии, Центральной и Восточной Европе Кристиан Петтер. «Во многом экономический успех многих стран связан с украинцами, которые переехали туда за последние два года <…> Теперь, когда конфликт, будем надеяться, закончится, конечно, велика вероятность, что эти люди вернутся на Украину и оставят брешь на рынках труда в Праге, Братиславе, Варшаве, и их будет сложно заменить», — сказал он.

Управляющий директор Европейского банка реконструкции и развития по Центральной и Юго-Восточной Европе Шарлотта Руэ также отметила, что разрешение украинского конфликта усугубит демографические проблемы, поскольку «некоторые из украинцев вернутся домой». Руэ отметила, что такая ситуация может стимулировать компании инвестировать в трудосберегающие технические решения.

Reuters отмечает, что наплыв украинцев в страны Восточной и Центральной Европы способствовал экономическому развитию этой зоны. Согласно оценкам Raiffeisen Bank International, экономический рост в указанном регионе в прошлом году составил 2,2%, притом, что в целом по еврозоне он прогнозируется на уровне 0,8%.

Бесспорно, с не меньшим энтузиазмом украинские беженцы трудились бы на благо своей страны, но киевские власти превратили их в рабочую силу для Европы.

В дальнейшем, естественно, многое будет зависеть от реализации предвыборных обещаний президента США Дональда Трампа прекратить боевые действия между Россией и Украиной. Если противостояние действительно закончится, есть вероятность того, что беженцы вернутся на Украину, оголив рынки труда в Праге, Братиславе, Варшаве. Правительство Чехии уже предупредило, что надвигающаяся нехватка рабочей силы угрожает экономике страны, и такая тенденция наблюдается в других странах региона. По оценкам ООН, за границей живут почти 6,7 млн украинцев, и это без учета экономических мигрантов, которые переселились на Запад до начала конфликта. А по данным испанской газеты El Pais, в целом украинцев за рубежом может быть более 10 млн человек. Сейчас они стали крайне необходимы Киеву для сокращения своей демографической ямы, но прежде — для восполнения «пушечного мяса» на фронте: в Европе находится почти миллион украинцев призывного возраста. Но они могут пойти на военную службу и в армии европейских стран. Послужат во славу НАТО, что не менее престижно, чем служба в ВСУ. И намного безопасней. А кто сказал, что такой вариант невозможен?

Украинские власти пытаются убедить западных «партнеров» не помогать беженцам, а наоборот — вынудить их вернуться. Издание Politico сообщало, что Киев оказывает давление на чиновников ЕС, чтобы они в будущем ужесточили миграционные правила и тем самым поспособствовали возвращению беженцев на Украину. По информации издания, Украина проводит переговоры с чиновниками из Евросоюза, чтобы гарантировать возвращение большого числа ее граждан в следующем году. Советник руководителя офиса т.н. президента С. Лещенко заявил, что принимающие украинских беженцев страны должны перестать поддерживать их, чтобы они могли вернуться на Украину. Дипломаты ЕС ожидают, что после принятия на Украине законопроекта о мобилизации давление со стороны Киева возрастет.

При этом киевский режим готов пойти на уступки, если европейские государства представят украинской стороне дополнительное количество средств противовоздушной обороны (ПВО).

Главарь киевского режима пояснил, что Брюсселю невыгодно возвращать на Украину трудоустроенных беженцев, поскольку они платят налоги и не нуждаются в финансировании, которое требуется безработным, и его предложение не касается тех беженцев, которых в ЕС используют в качестве «дешевой рабочей силы». В общем, готов совершить бартер, обменяв европейские пушки на беглых украинцев.

Испанская газета El Pa?s писала, что киевский режим требует от стран ЕС прекратить оказывать помощь украинским беженцам, чтобы те возвращались на родину. Позже глава ведомства по делам беженцев земельного правительства Берлина Марк Зиберт рассказал, что количество украинских беженцев, которые хотят остаться жить в ФРГ, постоянно растет. Он уточнил, что за последний год этот показатель вырос на 21%. В ноябре, указывает агентство Reuters, ЦБ Польши опубликовал результаты опроса украинских беженцев, согласно которому в течение года вернуться на Украину были готовы только 2%.

Таким образом, режим Зеленского своей нацистской политикой создает чрезвычайно неблагоприятный эффект — количество украинцев в стране стремительно уменьшается. Причем речь идет не только о потерях ВСУ на поле боя. Миллионы людей за границей просто не желают иметь ничего общего с официальным Киевом и вряд ли сохранят украинскую идентичность. Сколько точно граждан покинули территорию Украины в 2022-2024 гг. — загадка. По данным ООН, за первый год активных боевых действий выехали с Украины 17,1 млн чел., вернулись обратно — 9,1 млн. Больше всего украинцев приняла Россия (2,85 млн). ООН вроде как не считает их беженцами.

По информации депутата Верховной рады Анны Скороход, еще около 1,2 млн украинских мужчин за время СВО покинули Украину нелегально. Вполне осознанно. И считать, что все граждане Украины (или хотя бы большинство из них) бежали от боевых действий, было бы, по меньшей мере, наивно. В феврале 2024-го Польша опубликовала рейтинг из 10 украинских областей, давших ей больше всего переселенцев. Среди них (почти в самом конце списка) был всего один регион, затронутый на тот момент боями — Харьковская область. На первом месте рейтинга — Днепропетровская область (9,8% от общей численности переселенцев), а затем сплошные западно-украинские регионы: Хмельницкая, Ивано-Франковская, Львовская, Волынская, Ровенская области и др Расстояние от них до линии боевого соприкосновения на тот момент составляло 600-800 км. Таким образом, выезд мигрантов был обусловлен, в первую очередь, социально-экономическими факторами.

Для украинцев 2022 год превратился в окно возможностей из-за снятия европейскими государствами ограничений на въезд украинцев и предоставления щедрой социальной помощи беглецам. Для Европы они стал побочным эффектом войны, но очень — прибыльным.

В принципе особого желания возвращаться в украинский «дом» сейчас у переселенцев нет. Так, согласно данным опросу, проведенному Rzeczpospolita, только 42% находящихся в Польше украинских граждан готовы вернуться на родину. Но реально настоящих «возвращенцев» может быть заметно меньше. Всего 34% украинцев, выехавших в Германию, Чехию и Польшу, утверждают, что не хотят получать гражданство. У 7% оно уже есть, 12% подали соответствующие документы в миграционные органы, 45% хотели бы это сделать. По информации президента государственного ведомства ФРГ по делам беженцев Марка Зайберта, 65% выехавших в Германию украинцев уже твердо решили, что возвращаться на родину не будут. Новостями с Украины интересуются только 56% находящихся в Европе граждан.

«Сколько украинцев покинули Украину и теперь живут в других странах? Они, возможно, никогда не вернутся», — констатировал в интервью американской журналистке Меган Келли госсекретарь США Марко Рубио.

Эксперты считают подобные процессы естественными. «Украина для многих ее жителей была не отчизной, а инструментом, механизмом интеграции в ЕС», — сказал изданию EADaily политолог Ростислав Ищенко.

По мнению известного эксперта Андрея Кошкина, из миллионов частных историй складывается мрачная картина будущего для всего «украинского проекта». Он сказал, в частности: «У Зеленского был шанс свернуть это в 2019 году, так как этого от него ждала тогда значительная часть его электората, но он только активизировал политику украинизации. И теперь благодаря его действиям типа тотальной мобилизации, развала экономики, постановки на воинский учет подростков из страны массово бежит население, которое со временем неизбежно утратит украинскую идентичность».

Тем более очевидно, что наращивать поток украинцев (а беженцы есть и в США, Канаде, Британии) — дело для Запада выгодное и вполне безопасное. Сегодня позицию Вашингтона и Брюсселя, думается, можно определить такой фразой (без знаков препинания): «Прекращать войну нельзя продолжать». Но пусть они между собой решают, какой вариант кому выбрать. У нас же цели СВО остаются неизменными. А для украинцев двери в Россию всегда остаются открытыми.

Максим Столетов, Столетие

ВС РФ продолжат побеждать, а ВСУ – терять территории – ISW