Литва призывает Европу сказать категоричное "нет" российскому трубопроводному газу. Однако ее голос рискует прозвучать далеко не так громко, как рассчитывают в Вильнюсе.

Первые дни февраля для Литвы выдались жаркими. Официальные лица Европейского союза рассматривают возможность возобновления закупок российского газа. В Вильнюсе такие идеи встречают в штыки.

Если не считать публикации в Financial Times, другая информация отсутствует. Однако новость может оказаться правдой. Основной мотив решения очевиден – снижение цен на энергоносители в Европе.

Для ее промышленности этот фактор имеет решающее значение, особенно на фоне того, что Старый Свет собрался на экономическую войну против Нового. Вторая цель – побудить Москву сесть за стол переговоров с Киевом, дать повод для прекращения огня.

В Вильнюсе переполошились. Министр энергетики Жигимантас Вайчюнас сказал – Литва не склонна поддерживать такие обсуждения.

В 2022 году балтийская страна стала первой в ЕС, отказавшейся от импорта российского газа, продолжит демонстрировать такую позицию и впредь, будет поощрять партнеров отдавать приоритет альтернативным возобновляющимся источникам энергии. Назло бабушке уши отморожу – не в национальных интересах, а ради следования в фарватере иллюзорных ценностей Литва ведет государственное хозяйство.

Что касается Европы в целом, в первом полугодии 2024 года российский газ составил 18% от всего импортируемого в ЕС газа. Это 25,4 млрд кубических метров. В первом полугодии 2023 года импорт российского газа составил 14% – 21,2 млрд куб. м.

Россия опередила США и снова стала вторым после Норвегии крупнейшим поставщиком газа в Евросоюз. Больше всего газа она поставляет Словакии, Венгрии и Австрии. Об этом говорит статистика Еврокомиссии.

Оратор в детских штанишках

"Исторической ошибкой" назвал министр иностранных дел Кястутис Будрис планы по возобновлению импорта российского голубого топлива в страны Евросоюза. Глава МИД напомнил партнерам, за счет каких доходов Москва финансирует СВО.

"Именно экспорт газа дает Кремлю возможность шантажировать народы и уменьшать безопасность Старого Света", – подчеркнул руководитель дипведомства.

Стоит сказать, что в его довольно длинном заявлении патетической русофобии оказалось намного больше, чем дипломатии с ее холодным прагматизмом:

"Европа с трудом выучила простой урок – российский газ не природное ископаемое, а геополитическое оружие. Десятилетиями Кремль использовал газовый экспорт в качестве политический клещей. Сильно заблуждаются утверждающие, будто возвращение ЕС к закупкам станут вкладом в мирные переговоры между Киевом и Москвой. Сама идея опасна в корне".

Будрис, как и 99,9% госчиновников Литвы, утверждает, что Россию следует победить, разгромить, а не награждать деньгами. Если кого-то и радовать ими, то только Украину, наделяя ее непобедимой военной мощью, считают в литовских "верхах".

Последние не устают напоминать о проделанном пути – ЕС диверсифицировал поставки энергоносителей, сделал громадные инвестиции в возобновляемую энергетику, ушел от российской "зависимости" и должен идти по этому пути.

"Не возобновлять импорт, а ужесточать санкции против российского энергетического сектора, инвестировать в долгосрочную безопасность континента и поддерживать Украину. Все иное окажется шагом назад", – читал Будрис лекцию главам МИД стран Европы.

Министр делал это так, будто лучше остальных разбирается в нюансах внешней политики, хотя занимает кресло руководителя ведомства без году неделю.

История вопроса

В Литве остался только газовый транзит в Калининград. В 2023 году доля российского газа составила менее 10% всего импорта природного газа в ЕС, тогда как до 2022 года она превышала 40%.

Однако, по словам спикера литовского парламента Саулюса Сквернялиса, "по меньшей мере две европейские столицы (испугался назвать Будапешт и Братиславу) недовольны существующим положением дел. У них свой взгляд на Россию, Путина и войну. Они хотят по-прежнему зависеть от ресурсов ископаемого топлива, которые используются не только в экономике, но и в политике".

Странно, что спикер опустил тему российского СПГ. Все-таки танкеры доставляют его морем в страны ЕС и очень даже успешно.

Сквернялис из тех, кто искренне радовался диверсиям на газопроводе "Северный поток" и аплодировал решению Киева отказаться от пролонгации договора о транзите газа в Европу по украинской трубе. Литовский след здесь виден невооруженным глазом. Вильнюс всегда подстрекал столицу бывшей УССР именно к такому сценарию.

Разумеется, глава Сейма против разговоров о возобновлении поставок, называя возможное положительное решение "большой ошибкой, инструментом политического шантажа, добровольным усилением ВПК России, который и так работает на максимальной мощности".

Задобрить тех, кто хочет тебя разорить

Аргументация у литовцев слабенькая и лежит не в экономической плоскости, а пропагандистской. Даже президент Гитанас Науседа, подключившийся к обсуждению, не нашел ничего иного, как вслед за Будрисом и Сквернялисом повторить: "Литва выступает и будет выступать за максимально жесткую санкционную политику в адрес Кремля".

Вильнюс призывает партнеров отдавать предпочтение альтернативам в виде возобновляемых источников энергии. Науседа 3 февраля в Брюсселе сказал журналистам:

"Если мы продемонстрируем какую-то слабину в санкционной политике, другая сторона (имеется в виду российская сторона – прим. Baltnews) очень быстро воспримет новости как нашу слабость".

Позиция официального Вильнюса обрисована предельно четко. Что при таких подходах выигрывает и проигрывает литовская экономика? Плюсов нет, поскольку энергоносители как были дорогими, так и останутся. По этой причине производителям и экспортерам сложно конкурировать на рынках товаров и услуг. Экспорт сокращается, утрачиваются деловые связи.

Литовские руководители согласны жертвовать национальными интересами ради единства ЕС. Опасность литовцы видят в том, что энергетика может стать ледоколом, который погубит Евросоюз, уже раздираемый противоречиями. При таком сценарии Вильнюс рискует остаться у разбитого корыта.

В его подходе видно желание угодить новой американской администрации, которая навязывает ЕС свой недешевый газ. В экономической войне Европы против Штатов лучше быть на стороне последних – таков незамысловатый подход Литвы.

Есть, однако, проблема – все усилия литовских политиков, вероятнее всего, останутся незамеченными заокеанским "союзником". Времена поменялись, и когда речь заходит о бизнесе, для сантиментов места больше нет.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.