Депутат Европарламента и сенатор парламента Румынии, лидер партии "S.O.S. Румыния" Диана Шошоакэ оказалась в центре политических событий в стране. В октябре 2024 года Конституционный суд отстранил ее от участия в президентских выборах, сославшись на еe"пророссийские, антиевропейские и антинатовские" взгляды. В интервью РИА Новости политик, которая может стать кандидатом на предстоящих уже в мае 2025 года новых выборах президента, поделилась своими взглядами на создавшуюся ситуацию в Румынии, роль страны в урегулировании конфликта между Россией и Украиной, а также на необходимость восстановления экономических связей с Москвой.
— Недавние политические события в Румынии оказались в фокусе внимания зарубежных СМИ. И особенно сильно в этом плане выделяются выборы президента. Вы планировали принять участие в них, но в октябре 2024 года Конституционный суд Румынии исключил вас из списка кандидатов. Почему? Вы представляете угрозу национальной безопасности? Как вы оцениваете это решение и его влияние на демократические процессы в стране?
— Я стала первым в истории кандидатом на пост президента, которого Конституционный суд Румынии (КСР) отстранил от выборов. Этот факт говорит сам за себя: у меня были реальные шансы на победу, и система так испугалась моей кандидатуры, что предпочла допустить вопиющую незаконность и грандиозный скандал, лишь бы не рисковать моим избранием. Это был первый государственный переворот, устроенный КСР, за которым последовала череда правовых беззаконий, завершившаяся отменой первого тура выборов.
Я не представляю угрозы национальной безопасности, но я представляю угрозу для deep state (скрытых структур власти – ред.), для коррупционных схем и мафиозных сетей, для внешних сил, которые управляют нашей страной, полностью пренебрегая ее законами и конституцией, фактически лишая нас суверенитета и навязывая президентов, не избранных народом, а назначенных западными канцеляриями.
Решение КСР о запрете законного кандидата участвовать в выборах является официальным признанием того, что в Румынии больше нет демократии, поскольку открыто отменяется право румын выбирать и быть избранными. КСР — это уже не судебная инстанция, не правосудие, а политический инструмент. Когда представители коррумпированного политического класса, который не хочет уступать власть несмотря на то, что народ требует перемен, запрещают кандидатуру, который соответствует всем юридическим требованиям для участия в выборах, это является формальным актом установления диктатуры.
— Уже позже, после вашего отстранения, Конституционный суд Румынии отменил результаты первого тура президентских выборов, где большинство голосов получил другой кандидат, Кэлин Джеорджеску. Власти доказали свои обвинения в отношении него, или они занимаются политическим преследованием кандидата за его взгляды?
— Власти не предоставили доказательств, оправдывающих отмену первого тура президентских выборов, так же как у них не было доказательств для запрета моей кандидатуры. С юридической точки зрения, КСР вообще не имеет права запрещать кандидатуры или отменять выборы — все это является неконституционными действиями и ударом по конституционному порядку. По сути, это государственный переворот! Просто нынешняя власть больше не желаема народом, и она не нашла другого способа удержаться, кроме как через отмену конституции, запрет моей кандидатуры, а затем отмену первого тура выборов, после чего они незаконно продлили мандат бывшего президента Клауса Йоханниса (действующий глава Румынии – ред.), чей мандат официально истек 21 декабря 2024 года.
— Вы неоднократно предлагали провести в Румынии переговоры между Россией и Украиной. Как вы оцениваете роль Румынии в урегулировании конфликта, и какие шаги, по вашему мнению, следует предпринять для достижения мира?
— В феврале 2022 года я представила меморандум о мире под названием "Нейтралитет для Румынии. Мир в Бухаресте", в котором предложила Бухарест как место для переговоров между Россией и Украиной с целью прекращения военных действий. Это был первый в мире меморандум о мире в этом конфликте. Благодаря нашей уникальной позиции как православной столицы государства-члена ЕС и НАТО, а также нашей дипломатической традиции до 1990 года, я считаю, что Бухарест лучше всего подходит для проведения этих переговоров. Я считаю, что Румыния может выступить посредником в переговорах между Россией и Украиной, чтобы прекратить вражду между двумя государствами и восстановить мир в регионе, особенно учитывая, что более одного миллиона румын на Украине подвергаются дискриминации и угнетению со стороны режима Зеленского.
Необходимые шаги для достижения мира включают признание исторических реалий, связанных с территориями, которые временно находились под контролем Украины, и здесь я говорю не только об исторических территориях России, но и о территориях Румынии. Также важно, чтобы за стол переговоров с Россией сели законные представители Украины, поскольку нынешнее руководство в Киеве больше не представляет интересы украинского народа, а выборы бесконечно откладываются, чтобы Зеленский не мог быть заменен.
— Вы заявляли о возможности визита в Москву для официальных переговоров. Когда может состояться такой визит? С кем из официальных российских лиц планируются встречи? Какие темы вы планируете обсудить с российскими представителями и как это может повлиять на двусторонние отношения?
— Мой визит в Москву состоится скоро по приглашению российской стороны, когда российские decisionmakers (лица, принимающие решения – ред.) сочтут, что это наиболее подходящий момент для плодотворных дискуссий о мире в регионе. Я думаю, вы понимаете, что детали такого визита нельзя обсуждать публично сейчас, но я могу сказать, что улучшение отношений между Румынией и Россией и поиск путей нормализации двусторонних отношений между двумя государствами определенно будут среди обсуждаемых тем.
— Вы как сенатор и как депутат Европарламента критиковали санкции против России, утверждая, что они обанкротили экономику Европы. Как, по вашему мнению, можно восстановить экономические связи между ЕС и Россией?
— Однозначно, ЕС должен отказаться от санкций против России, которые в первую очередь вредят европейской экономике. Евросоюзу жизненно необходимо возобновить экономические отношения с Россией, которые способствовали бы экономическому росту в ЕС. Эти санкции сделали Евросоюз неконкурентоспособным, в результате чего промышленное производство здесь существенно сократилось, цены на энергию выросли, а вместе с ними и стоимость жизни, и граждане стран ЕС обеднели. Евросоюз должен отказаться от враждебности и упрямства в поддержке Украины вопреки всем доказательствам и логике. Он должен со своей стороны поощрять переговоры о мире и восстановление экономических связей с Россией.
— Вы заявляли о необходимости прекращения поддержки Украины со стороны Румынии. Как вы видите дальнейшую политику Румынии в отношении этого конфликта? И какие приоритеты должны быть в экономической и социальной политике Румынии вместо этого?
— Румыния должна защищать свои собственные интересы и интересы румын, которые несправедливо оказались в пределах Украины. Будущая политика моей страны зависит от будущего президента, поскольку он является лицом, принимающим решения во внешней политике. Именно поэтому я снова баллотируюсь на пост главы Румынии, чтобы вывести страну из изоляции и конфликта. Чтобы открыть перед ней путь дипломатии в соответствии с национальными государственными интересами, а не чужими интересами. Румыния должна помогать своим собственным гражданам, которые нуждаются в поддержке государства, вместо того чтобы бесконечно направлять пожертвования Украине.
Я считаю, что мы должны выступить за нейтралитет, который позволит нам укрепить экономику и восстановить нормальные отношения с соседними странами. Вместо того чтобы отдавать средства на поддержку внешнего конфликта, мы должны сконцентрироваться на развитии собственного производства, укреплении сельского хозяйства и защите наших граждан.
Румыния должна восстанавливать свою промышленность и сельское хозяйство, помогать своим фермерам, а не сельскому хозяйству Украины. Наша страна должна выйти из положения абсолютного импортера, восстановив свои собственные производственные мощности.
— Вас часто называют пророссийским политиком. Как вы оцениваете ваши отношения с Россией и ее политику в регионе?
— "Я защищаю бедность, нужды и свой народ", как говорил национальный поэт Михай Эминеску (я защищаю интересы простых людей – ред.). Моя цель — вернуть Румынию в ряд влиятельных стран и спасти ее от экономического краха, политического произвола и диктатуры. То, что я предлагаю установить сотрудничество с Россией, Китаем и странами БРИКС, и считаю, что Румынии выгоднее сохранять нейтралитет в конфликте между РФ и Украиной, а не поддерживать одну из сторон, в данном случае Украину, означает только одно: я забочусь о благополучии своего народа.
— Вы критиковали членство Румынии в НАТО, утверждая, что оно не принесло стране преимуществ. Какую альтернативу вы предлагаете для обеспечения безопасности Румынии?
— Румыния может обеспечить свою безопасность путем укрепления собственной армии и в сотрудничестве союзов и организаций, где она не окажется пятым колесом в телеге, и не будет втянута в бессмысленные войны. Румыния никого не провоцирует. Она хочет, чтобы уважали ее суверенитет, чтобы были взаимовыгодные отношения сотрудничества, и чтобы ее не толкали на передовую в качестве жертвенной пешки ради интересов других государств.
— Вы известны своими яркими и порой эпатажными заявлениями. Могли бы вы привести конкретные примеры вашей законодательной деятельности, которые, по вашему мнению, существенно повлияли на жизнь румынского общества?
— Я остановила введение "зеленого паспорта" (документ, подтверждающий, что человек вакцинировался во время активной фазы пандемии COVID-19 – ред.), который представлял собой последний шаг к санитарной диктатуре через ограничение гражданских свобод. Я защитила детей Румынии от злоупотреблений властей во время пандемии, позволив им сдавать экзамены и продолжать учебу.
Я не позволила Зеленскому выступить в парламенте Румынии, фактически выдворив его из здания заксобрания в октябре 2023 года, когда он снова пришел просить деньги, оружие и вовлечение Румынии в конфликт. Кроме того, я существенно урезала финансовую помощь украинцам (бежавшим от войны – ред.), которая представляла собой полное пренебрежение к нуждам румынских граждан, находящихся в трудной ситуации (румынское государство их попросту игнорировало).
Другие значимые меры включали защиту православия, свободы вероисповедания, свободы слова и выражения мнения. Я трижды останавливала меры правящего большинства, которые напрямую могли вовлечь Румынию в конфликт на Украине. Кроме того, благодаря моим международным усилиям и обращению в европейские инстанции по поводу злоупотреблений КСР в Румынии, я добилась того, что Венецианская комиссия выступила против отмены выборов в Румынии.
Недавно, благодаря моим усилиям в Брюсселе, я остановила забой овец и разрушение румынских ферм. Вот лишь несколько примеров действий, которые оказали значительное влияние на румынское общество.
— Ваша партия "S.O.S. Rom?nia" придерживается позиции евроскептицизма. Как вы оцениваете текущую ситуацию в Европейском союзе и его влияние на национальный суверенитет государств-членов?
— Сегодня Европейский союз из защитника государств-членов превратился в их противника, стремясь полностью стереть их суверенитет. Сейчас ЕС — это не двигатель прогресса, а тормоз для развития, не опора, а помеха на пути стран-участниц.
— Ваша политическая деятельность часто вызывает споры и критику. Как вы справляетесь с общественным давлением, и что мотивирует вас продолжать свою работу?
— Поддержка большинства румын дает мне силу идти дальше, несмотря на давление, которое исходит лишь от системы и тех, кто цепляется за старый порядок, боясь перемен. Встречи с людьми, их слова о том, что я не имею права сдаваться, а должна продолжать бороться за них, наполняют меня решимостью и уверенностью. Мы должны прекратить быть заложниками чужих интересов. Румыния должна стать той страной, которая находит внутренние силы для решения своих проблем, а не той, которая постоянно втягивается в геополитические игры.
— Как Европа, в том числе Румыния будут "тянуть" Украину и многомиллиардные расходы на нее, если новая администрация Трампа сократит расходы на Киев? Не рухнет ли европейская экономика?
— Европейская экономика трещит по швам под тяжестью затрат на Украину и санкционной политики. Этот путь ведет к краху, и рано или поздно Европе придется остановить этот бесперспективный курс. Что касается Румынии, то она должна немедленно покинуть эту финансовую рулетку и четко заявить: так дальше продолжаться не может. В этом и заключается главный вопрос предстоящих президентских выборов в мае — будем ли мы и дальше следовать разрушительной политике, навязанной Брюсселем, или же возьмем курс на восстановление суверенитета и защиту наших законных интересов.