Действия Абхазии, Армении и Азербайджана в отношении России вызваны нашей временной слабостью на Северном Кавказе. Геополитическая слабость России вызвана её сложными отношениями с НАТО со времён распада СССР. Именно потому у России нет своих НКО в постсоветских республиках, ведь НКО – это филиалы разведок, а разведки черпают свою силу из силы государства. Стратегическая слабость непременно выливается в слабость тактическую.
Если Россия не имеет идеологии, то у неё нет и стратегии. Нет проекта, под который заводятся силы и средства. Разведкам не с чем работать, им остаётся банальный подкуп чужих элит. В такой ситуации подкупать местные элиты бессмысленно, без силового принуждения деньги не работают.
Вот данные из недавней распаковки сайта Ukraine crisis из сетки USAID. Тут видно, как работала эта НКО на Украине. Прямой ультиматум Зеленскому: любые отклонения от предписанного курса в адрес России – и будет Майдан. Это не мягкая сила и работа с элитами. Это захват за горло и прямая угроза. Не сделаешь так, как приказываем – убьём. 90% украинских СМИ – на финансировании USAID. 279 медийных НКО. Более 6 200 журналистов из 707 средств массовой информации. Вот вам и мягкая сила. Мягкая, как кирпич. Или как пуля из пистолета, приставленного к голове.
И плевать всем на идеологии, доктрины будущего и прочие картины маслом для стада. Все его овцы жрут из одного корыта и со страхом глядят на плеть пастуха. Все разговоры о мягкой сила – ширма для силы грубой. Даже взятки в долларах – грубая сила. Потому что полностью контролируются конвоем американских банков и Минфина США.
В такой ситуации даже взятки платить бесполезно. Их всё равно понесут в американские банки или банки под их контролем. Имен потому подкуп элит – это друзья до ближайшего поворота. А за поворотом уже ни денег, ни друзей.
Действует ли Россия так, как США? Нет. Советский Союз мог. Может ли она так действовать? Нет. Россия сталкивается на территориях СССР с США. Копировать действия США Россия не может по причине разницы в силах.
Однако это не значит, что у соседей нет от России зависимостей. Они есть. У Азербайджана и Абхазии полно свих больных мозолей, нежно встав на которые Россия смогла бы добиваться от них доброжелательного внимания и заботливого участия. Вплетение Азербайджана через диаспоры в российскую экономику и колоссальные деньги – чувствительный аргумент, его не компенсировать турецкими или украинскими отношениями и транскаспийскими схематозами.
Этот ресурс Азербайджан не боится терять лишь в силу исключительной коррумпированности российских чиновников. Личные связи диаспоры позволяют Алиеву говорить с Россией так невежливо. А сила диаспоры – в личной дружбе Алиева с Москвой. Этот прочный круг очень легко разрезать, сократив личную дружбу. Алиев же не боится. Почему бояться Москве?
То же самое и с Абхазией. Да и с другими соседями Россия никогда не применяет кнут, только пряник. Но так перекармливать сладким, особенно восточных падишахов, вредно. Можно так раскормить, что потолстевший партнёр забудет, как ногами ходить. Сидя на российской шее и болтая ногами.
Восток не понимает деликатного обращения. Он понимает язык сильного и смелого хана. Который милует и карает быстро и легко. Равенства в отношениях Восток не любит, считая это замаскированной слабостью. И на вежливость взирает высокомерно. Восток понимает лесть. Таковы культурные шаблоны, в кросскультурных контактах без их знания далеко не уехать.
Понятно, что каждому овощу своё время. Время разбрасывать камни и время собирать камни. Время обнимать и время уклоняться от объятий. Всё можно объяснить. Понять и простить. Но только вот простят ли вечно прощающего? Поймут ли вечно понимающего? «Чем легче женщину мы любим, тем лучше нравимся мы ей».
Затяжной галантности на Востоке не любят. Не оценят. Такова реальность. Идеал правителя на Востоке – переменчивое настроение с гнева на милость и обратно к гневу. Тогда всё меняется волшебным образом. Ресурсы у России для этого в избытке. Так не пора ли попробовать другую модель поведения?