Комментарий Специального представителя Министра иностранных дел Российской Федерации по вопросам сотрудничества в области соблюдения права на свободу вероисповедания, Посла по особым поручениям МИД России Г.И.Аскальдовича в связи с выступлением Константинопольского патриарха Варфоломея в рамках зимней сессии ПАСЕ

Обратили внимание на выступление Константинопольского патриарха Варфоломея на зимней сессии ПАСЕ в Страсбурге.

Его речь стала поистине высокопарным сеансом лицемерия, ложных установок и очередным свидетельством того, как крепко Фанар связан со своими западными покровителями и исповедует их нарративы, в том числе в оценке событий.

Изначально соответствующий тон задал председатель ПАСЕ Т.Русопулос, который представил Варфоломея как духовного лидера якобы всех «300 миллионов православных верующих», с чем тот молчаливо согласился. Затем уже сам патриарх в своей речи раз за разом превозносил возглавляемую им церковь, называя её «пионером» межхристианского и межрелигиозного диалога, имеющим право смело говорить о важнейших современных проблемах, таких как свобода вероисповедания, права человека и защита окружающей среды.

В этом же ключе Варфоломей транслировал западные тезисы о «необоснованной войне России», уверял, что дарование и признание автокефалии раскольнической «Православной церкви Украины» (ПЦУ) в январе 2019 года стало демонстрацией того, как «канонический порядок и пастырская забота могут исцелять разделения и раны веков».

Отметил, что «развитие и зрелость ПЦУ показывают, как солидарность и единство работают на практике». По его словам, Константинопольский патриархат всегда реагирует на призывы к «церковному суверенитету», которые, помимо Украины, звучат и в странах Прибалтики.

Константинопольский патриарх продолжает ложным образом претендовать на лидерство в православном мире, на деле являясь главой одной из множества православных церквей, которые никогда не делегировали ему таких полномочий.

Выглядит это, мягко говоря, странно, особенно учитывая его положение в стране пребывания, – турецкие власти не признают титулование Варфоломея как «патриарха Вселенского», так как, согласно Лозаннскому мирному договору 1923 года, за ним сохранён статус главы греко-православной общины Турции.

И уж тем более лицемерно звучат его тезисы о продвижении диалога, терпимости и взаимопонимания. В реальности Фанар пытается расширить своё влияние, вторгаясь на каноническую территорию других церквей.

Манипуляции в русле западных подходов, к которым он прибегает, ведут лишь к углублению раскола и недоверия в христианском мире. В своих пламенных речах Варфоломей не говорит, что на Украине продолжаются жестокие репрессии против крупнейшей конфессии – Украинской православной церкви.

Созданная при его активном участии ПЦУ является раскольнической и не признаётся большинством сестринских православных церквей. Упомянутые им прибалтийские призывы к «церковному суверенитету», как и в Киеве, подогреваются русофобскими властями, которые не принимают во внимание истинные чаяния тысяч прихожан и стремятся передать автокефальные православные церкви в ведение Фанара.

Этому служит, например, и предстоящее обсуждение в парламенте Эстонии соответствующего закона. И это совсем не проявление «церковного суверенитета», а грубый шантаж, произвол и попрание чувств верующих.

Такие действия заслуживают только осуждения и порицания.