Вчера писал, что Илон Маск предложил закрыть «Радио Свобода». Идея, конечно, похвальная, но насколько она легко осуществима с правовой точки зрения? Ведь это ключевой инструмент влияния американской пропаганды на Россию и Украину, который существует свыше 70 лет.
Вообще-то идея закрыть «Свободу» не новая. Люди постарше могут помнить, как на советских телеэкранах мелькал сенатор Фулбрайт, который первым эту инициативу проявил. Было это в 1972. Причиной стал скандал: с момента основания это радио, вещающее на СССР, а также на соцстраны «Радио Свободная Европа», финансировалось ЦРУ. Причем тайно, о чем очень долго и конгрессмены не знали. Сенатор же предложил закрыть обе радиокомпании как противоречащие политике разрядки.
Но идею не поддержали, и с 1973 была введена нынешняя модель управления: эти радиокомпании являются формально независимыми НКО, которые финансируются из бюджета США через специальную властную структуру. С тех пор в этой модели менялось только имя этой структуры. В 1973 она называлась Бюро международного вещания, в 2020 Агентством США по глобальным медиа (USAGM). Сейчас в его ведении находятся не только « Радио Свободная Европа/Радио Свобода» (с 1976 это единое юрлицо), но и аналогичные проекты, направленные на Азию, Ближний Восток и Кубу, а также официальное иновещание США «Голос Америки».
Руководит USAGM генеральный директор, который назначается президентом и утверждается сенатом. Есть еще назначаемое Конгрессом правление из 8 человек, где по закону должны быть поровну представлены республиканцы и демократы. Именно оно раньше фактически руководило агентством, но законодательные изменения, сделанные в 2016 свели его роль к совещательной.
Придя к власти, Трамп уволил правление, гендиректор Беннетт уволилась сама. Трамп на ее место выдвинул консервативного активиста Брента Бозелла, основателя Центра медиа-исследований — организации, целью которой является выявление либеральных предрассудков в СМИ.
Думаю, после этого назначения ничто не будет мешать Агентству по глобальным медиа прекратить финансирование «Свободы», если Трамп разделит мнение Маска. Правовых препятствий для этого нет: ведь радиостанция — это не государственный орган, в отличие, например, от «Голоса Америки» который работает на основании закона.
Но закрытие финансирования не означает закрытия станции, ей просто придется искать других спонсоров. Но думаю, ЕС вполне может выступить в такой роли. Ведь годовой бюджет «Свободы» — 124 миллиона долларов — это капля в сравнении с финансированием Украины. А тратиться на ее переезд не надо: штаб квартира организации и так находится в Праге.
Олег Царёв. Подписаться.