Bloomberg вчера делал подсчеты, из которых получилось, что Россия, Иран и Венесуэла — три крупнейших нефтедобывающих страны, находящиеся под санкциями Запада, вместе продают нефти примерно на 1 миллиард долларов в день. Это даже с учетом 20% скидки от рыночной цены.

Ставки настолько высоки, а бизнес столь доходен, что все вовлеченные стороны, от продавцов, посредников и покупателей - максимально заинтересованы в поиске обходных маршрутов, уловок и схем, чтобы поддерживать поток нефти. Со временем контролирующие органы теряют бдительность, а логистика становятся все более изощренной, пишет Bloomberg.

Даже страны, вводившие санкции, сами заинтересованы в том, чтобы не слишком жестко наказывать подсанкционную нефть, так как это помогает сдерживать рост цен. Им не удалось убедить весь остальной мир, особенно Китай и Индию, что дорогая нефть — это оправданная жертва ради соблюдения санкций.

На прошлой неделе Трамп подписал «президентский меморандум», предписывающий администрации Белого дома возобновить политику «максимального давления» и «свести к нулю» экспорт нефти из Ирана.

Иран производит не только сырую нефть — основной объект санкций, но и другие нефтепродукты, такие как конденсаты и жидкие углеводороды, которые еще легче обходят санкции. В результате в прошлом году Иран добывал около 4,5 миллиона баррелей в день — это третий по величине объем с 1978 года.

В последние дни своего президентского срока Байден ввел самые жесткие на данный момент санкции против нефтяной отрасли России. Однако потребовалось меньше 25 дней, чтобы найти пути их обхода.

Сейчас все санкционное внимание сосредоточено на России и Иране, которые вместе добывают около 15% мировой нефти.

Трамп уже решил осуществлять максимальное давление на Иран, подталкивая его к заключению «новой ядерной сделки», но руководство Ирана отказывается, вспоминая односторонний выход Трампа из предыдущих договоренностей и требуя отмены санкций для начала переговоров.

В таких условиях Трамп не может ужесточать давление на российскую нефть, как это предполагалось в США ранее для заключения сделки по Украине, так как это поднимет цены на нефть на давно не виданные высоты.

Мировой рынок нефти не сможет компенсировать выпадение сразу двух значимых игроков. Из этого можно сделать вывод, что Трампу придется договариваться с Россией без возможности давления на нее в плане снижения цен на нефть.