Западная пресса сегодня устроила настоящее соревнование на самый броский заголовок, посвященный полуторачасовому телефонному разговору Владимира Путина и Дональда Трампа, состоявшемуся накануне. Шок это, пожалуй, подходящий термин, чтобы описать состояние европейских союзников, которых заранее даже не оповестили о звонке между Кремлем и Белым домом.
Примерно за час до телефонной беседы Путина и Трампа министр обороны США Пит Хегсет лично на встрече с европейскими союзниками обрисовал основные шесть пунктов концепции Вашингтона. Возвращение Украины к прежним границам — нереалистично. Членство Украины в НАТО — непрактично. И если кто-то хочет вводить миротворческий контингент на Украину, то это должно быть вне рамок альянса, и американских войск там не будет.
Кроме того, теперь Вашингтон предлагает Европе разделение. Штаты сосредоточатся на своих границах и противодействии Китаю. А Европа сама должна обеспечивать свою безопасность и оборону. После разговора с Путиным Трамп фактически подтвердил большинство пунктов, о которых Хегсет рассказал европейцам.
Европейцы через час после этого выпустили свое заявление. Его подписали министры иностранных дел шести государств: Великобритании, Франции, Германии, Испании, Италии и Польши. Его процитировали практически все европейские издания с заголовками — «Про Украину без Украины нельзя разговаривать», «Европа тоже хочет иметь место за столом переговоров». Основная цитата из заявления: «Наша общая цель — продолжать поддерживать Украину до достижения прочного мира».
Европейцы аргументируют свое желание поучаствовать в переговорах тем, что Украина — больше европейское дело, чем американское, потому что страшная и опасная, как они нас рисуют, Россия у них на пороге.
Борис Писториус, министр обороны Германии: «Это прискорбно, что администрация Трампа сделала публичные уступки Путину еще до начала переговоров. С моей точки зрения, о возможном членстве Украины в НАТО или потере территории страной было бы лучше говорить только за столом переговоров, а не снимать этот вопрос заранее».
В Москве уже прокомментировали реакцию Европы.
Сергей Лавров, министр иностранных дел России: «На Западе многие, начиная с руководителей Евросоюза, оцепенели, когда состоялся нормальный, элементарный разговор двух воспитанных, вежливых людей. Людей, которые не откидывают в сторону разногласия, их много, их немало. Но которые прекрасно понимают, что политика — это садиться, разговаривать и искать точки соприкосновения».
Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента России: «Что касается участия Европы, пока нет никакого понимания формата возможного переговорного процесса. Поэтому преждевременно пока об этом говорить. Безусловно, опыт Минских соглашений весьма красноречив. И, конечно, этот опыт мы всегда будем учитывать при всех дальнейших шагах».
Получается, что Вашингтон весомую часть ответственности за Украину теперь хочет переложить на Европу. А Киев вместе с европейцами в ответ давит на Вашингтон, чтобы получить свое место за столом переговоров. При этом все, возможно, еще сложнее. В Киеве открылся и внутриукраинский фронт. Основные фигуры теперь пытаются друг друга нейтрализовать.
Сначала окружение Зеленского вкинуло в инфополе данные, что против Петра Порошенко (внесен Росфинмониторингом в список лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму) Украина вводит санкции. Сегодня это стало известно официально — лишают госнаград, блокируют активы, вручили 15 повесток на допрос, не выпускают в Европу. В ответ Порошенко заявил, что Зеленский хочет переложить ответственность за коррупцию и трагические ошибки. По сути, в Киеве стартовала борьба за то, кто сейчас будет разговаривать с европейцами, американцами, и на кого они сделают ставку.
После того, как Зеленский ввел санкции против Порошенко, градус противостояния повысился в Верховной раде. Фракция партии Порошенко с утра заблокировала трибуну Рады. Заседание парламента в таком режиме начали и закончили через две минуты.
Почему эта киевская борьба резко обострилась, начиная с прошлого вечера? Основная версия — все это, возможно, подогрели некоторые комментарии Трампа уже после разговора с Путиным.
Американский лидер сказал, что если первая встреча состоится в Саудовской Аравии, то потом он не исключает приезда Путина в Вашингтон или своего в Москву. В Киев при этом, по словам Трампа, он ехать не хочет. Кроме того, президент США ни слова не сказал о роли Украины в мирных переговорах.
Американская переговорная команда уже собрана. В нее вошли Госсекретарь США Марко Рубио, директор ЦРУ Джон Рэтклифф, советник по нацбезопасности Майкл Уолтц, а также спецпосланник по Ближнему Востоку Стивен Уиткофф. В списке Трампа заметно отсутствие спецпосланника по Украине Кита Келлога, но Белый дом уже поспешил объяснить, что он тоже в команде и примет участие в переговорах.
В Кремле же сегодня пояснили, что объявят чуть позже, кто конкретно будет контактировать с американской группой.