Разговор президентов России и США спровоцировал мощный тектонический сдвиг во всей мировой политике. «Это был геополитический удар грома», «Путин и Трамп ошеломили Европу» такими громкими заголовками газетчики, возможно, пытались увеличить свои тиражи. Беседа Путина и Трампа продолжалась почти полтора часа. Этого времени хватило и на то, чтобы спутать карты политикам из так называемой партии войны до победного конца, и на то, чтобы вызвать настоящую панику в Киеве.
Вашингтон на этой неделе вышел на акции протеста. Глядя на митингующих со стороны, можно было сказать, что здесь собрались главные грантоеды и грантососы Америки, которые присосались к американскому бюджету и которых Трамп хочет от этого бюджета отлепить. И хотя траты USAID, которое упразднил Трамп, не такие уж и огромные в масштабах Америки, но факты разбазаривания бюджета на непонятную зарубежную помощь один другого хлеще и не оставляют Агентству по международному развитию никаких шансов на существование.
Президент США четко дал понять, что собирается считать каждую копейку, совершив на этой неделе, кажется, самую грандиозную сделку ценой в триллионы долларов. Во сколько еще можно оценить мир, ну или по крайней мере попытку этот самый мир заключить?
Судить о состоявшемся телефонном звонке президента США президенту России можно со слов самого Трампа, который тут же поспешил похвастался в соцсети, о чем именно он говорил полтора часа с Владимиром Путиным.
Дональд Трамп, президент США: «Мы оба размышляли о великой истории наших наций и о том, что мы так успешно сражались вместе во Второй мировой войне. Мы говорили о сильных сторонах наших наций и о большой выгоде, которую мы когда-нибудь получим от совместной работы. Но сначала, как мы оба согласились, мы хотим остановить миллионы смертей, происходящих в войне с Россией/Украиной».
Но каким будет решение украинского кризиса Свой взгляд на этот вопрос Владимир Путин озвучивал уже не раз, его позиция остается неизменной.
Владимир Путин, президент РФ: «Нам нужно не перемирие, нам нужен мир долгосрочный, прочный, обеспеченный гарантиями для Российской Федерации и ее граждан. Это сложный вопрос, как обеспечить эти гарантии, но в целом можно поискать».
Если верить Трампу, то российский президент во время телефонного разговора с ним упомянул предвыборный лозунг американского лидера про здравый смысл.
Эрл Расмуссен, вице-президент Евразийского центра в Вашингтоне: «Это определенно шаг вперед. Мы устанавливаем диалог, ведутся обсуждения в разведывательных сообществах, и я уверен, что госсекретарь Рубио свяжется с министром Лавровым, если еще этого не сделал. Так что делаются шаги в нужном направлении. Последние четыре года были аномалией. Администрация президента будто делала вид, что России не существует».
Вице-президент Евразийского центра в Вашингтоне Эрл Расмуссен, с балкона квартиры которого открывается вид на Капитолий, рассуждает о том, что же думают о состоявшемся разговоре двух президентов в кулуарах американской власти.
Эрл Расмуссен: «Во внимание начинают приниматься реальное положение дел на местах, на Украине, в отличие от параллельной вселенной, веру в которую навязывала предыдущая администрация. Так что теперь мы снова видим больше реализма и здравого смысла. Судя по его заявлениям, разговор получился полезный, учитывая, что наши страны не общались в течение нескольких лет. Так что, по-моему, это очень большой шаг вперед».
Как теперь мрачно шутят сторонники партии войны в Америке и Европе, тот самый здравый смысл для Трампа — это когда Украина платит за мир своими землями и ресурсами.
Чарльз Купчан, специальный помощник Барака Обамы, старший директор по европейским делам Совета национальной безопасности Белого дома (2014–2017): «С момента прихода Трампа к власти ведутся обсуждения о том, что Соединенные Штаты могут получить доступ к украинским природным ресурсам в обмен на оказываемую Украине помощь. В конечном итоге Украина нуждается в поддержке как финансовой, так и военной. Здесь главным вопросом является прекращение войны, остановка разрушения Украины, ее энергетической и промышленной инфраструктуры, а затем разработка долгосрочного плана ее восстановления. Этот план должен быть направлен на привлечение ресурсов в Украину, а не на их выкачивание».
Пока Трамп и Путин жмут руки через океан, Европа пребывает в ярости. Немцы (вот тут уж чья бы, как говорится, корова мычала) кричат о втором мюнхенском сговоре, а Шольц заговорил о чрезвычайном положении. Французы говорят о предательстве. Издание Le Temps пишет о капитуляции Трампа перед Путиным: «Еще до начала переговоров Вашингтон пошел на две крупные уступки. В отношении Владимира Путина так расхваливаемое Дональдом Трампом искусство заключать сделки выглядит как капитуляция».
В Прибалтике политики даже объявили 12 февраля «черным днем Европы». Британская The Telegraph вышла с таким заголовком: «Теперь это мир Путина и Трампа».
Глен Грант, подполковник британской армии в отставке, эксперт по вопросам безопасности и обороны, бывший консультант Министерства обороны Украины: «Вся Европа и Великобритания хотят мирных переговоров, но эти мирные переговоры должны основываться на компромиссе. И на данный момент компромисс, похоже, заключается не только в том, чтобы Украина пошла на компромисс с Россией. Если Россия не проявит признаков компромисса, либо не уйдет каким-то образом с украденной у Украины земли, либо не предпримет что-то серьезное, тогда не может быть мирных переговоров, потому что агрессор не может быть вознагражден за свои действия. И это очень сильный аргумент со стороны европейцев».
За несколько часов до новостей о телефонном разговоре Путина и Трампа масла в европейский огонь подлил и министр обороны США Пит Хегсет, который сделал в Брюсселе несколько заявлений, которые разбивали надежды Киева.
Питт Хегсет, министр обороны США: «Для начала мы должны признать, что возвращение Украины к границам, существовавшим до 2014 года, — нереальная цель».
Как пишет Politico, Трамп и Путин «ошеломили Европу» своим мирным планом. Теперь евробюрократы, которые твердили, что «Украина должна победить», вдруг осознали, что их мнение никто не спросил. Французская Le Monde язвит: «Трамп не оставил европейцам даже места за столом переговоров».
А что же Киев? После разговора с российским президентом Трамп все-таки позвонил Зеленскому. О чем они говорили? Загадка. Трамп молчит. Может, потому что разговор с Зеленским был для него не таким содержательным и интересным. Банковая тоже не вдается в подробности. Но, кажется, ярче остальных итог разговора Трампа и Зеленского подвел неназванный украинский чиновник, который говорит о провале всей Европы и слова которого приводит издание The Economist. Но даже при этом настроение среди украинских чиновников сильно ухудшилось. Один из них говорит: «Я думаю, что все решится без Украины. Украина в дерьме. И Европа, кстати, тоже».
Зеленскому же ничего не остается, кроме как соглашаться со сделкой и садиться за стол переговоров с Путиным, вопреки прямо запрещающему это его собственному же указу о запрете ведения переговоров. И для начала этот самый указ ему придется отменить, о чем уже говорил Владимир Путин.
Владимир Путин: «Есть проблема. Когда нынешний глава режима, сегодня так его можно называть, подписывал этот указ, он был легитимным президентом относительно, а теперь-то он не может его отменить, потому что он нелегитимный. Вот фишка-то в чем, досада в чем и ловушка, понимаете? Но, в принципе, по большому счету, если хотят это сделать, юридический способ есть»
Если есть желание, то, по словам Путина, можно закрыть любой юридический вопрос. А пока журналисты европейских изданий задаются другим вопросом: какую роль в установлении будущего мира вообще играет Киев? И может ли Украина или Европа как-то помешать мирным договоренностям?
Олег Царёв, бывший депутат Верховной рады Украины IV, V, VI, VII созывов: «Заявление руководителя МИД ЕС, Кайя Каллас говорит о том, что Трамп может договариваться с Путиным о чем угодно за столом, но без поддержки Европы, без согласия Зеленского ничего у них не получится. Они считают, что у них есть время. Пока они накачали Украину деньгами и оружием, Зеленский может продержаться это время».
Неужели правы те западные журналисты, которые утверждают, что Трамп вынуждает Зеленского отказаться от территорий и подарить американцам украинские недра в обмен на… что? На щедрое обещание поддержать, если что? Уж лучше бы тогда он продал украинские недра за пакетик чипсов, в этом случае в его руках осталось бы хоть что-то.
Олег Царёв: «На протяжении следующих двух недель мы увидим, будет развилка: либо Зеленский категорически скажет, что он не будет выполнять этот план, навязанный ему Путиным и Трампом, либо США продавят Зеленского».
Кажется, Зеленский, понимает: если он откажется от сделки, Трамп одним росчерком пера просто отключит военную помощь, тогда Украина останется один на один с Россией. То есть один на один останется сам Зеленский, который отказался признавать, что испытывает жажду власти, хотя срок его полномочий на посту президента Украины истек еще весной 2024 года.
Эрл Расмуссен: «Я думаю, что у союзников и Украины возникают проблемы, Украину настраивают на проведение выборов, а Украина не хочет их проводить. Думаю, господин Зеленский понимает, что проиграет на этих выборах».
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, говоря о встрече возможной встрече Путина и Трампа, заявил о пришедшей в движение машине ведомств. Если эти переговоры в Саудовской Аравии все же состоятся, какими будут их итоги?
Эрл Расмуссен: «Дается сигнал о невозможности участия Украины в НАТО, приходит понимание того, что нет смысла стремиться к возврату границ 2014 года, так что впереди обсуждение территориальных вопросов и принятие нынешнего положения».
Глен Грант: «Украина уже продемонстрировала готовность к компромиссу в нескольких областях, но она не может пойти на компромисс в отношении своей собственной земли, как это сделала бы и любая другая страна».
Чарльз Купчан: «Думаю, что гораздо сложнее будет решить вопрос о будущем оставшихся 80% территории Украины, которые продолжают находиться под контролем Киева. Думаю, что позиция США, вероятно, будет заключаться в том, что эта часть Украины должна оставаться свободной, защищенной и процветающей. Президент Путин с самого начала этого конфликта заявлял, что Украина является частью России и не заслуживает существования в качестве независимого государства. Именно этот аспект, на мой взгляд, станет основным камнем преткновения в переговорах».
Как бы странно ни звучало, но многое сейчас зависит от реакции европейских игроков. Смогут ли пойти на компромисс евробюрократы? Или же с Украиной снова повторится эффект Бориса Джонсона, который оберегал Киев ценой самих же украинцев. В этом случае Европа снова начнет «спасать Украину», пока не спасет до смерти.
Все выпуски программы «Центральное телевидение».