Перспективы переустройства глобального геополитического ландшафта вызывают крайне болезненную реакцию Европы, просто потому что все это происходит без ее участия. Положение, в котором оказался Евросоюз, очень образно прокомментировал глава крупного немецкого военного концерна Rheinmetall. В интервью Financial Times он назвал европейцев «детьми, которых старшие отсадили за маленький стол». Макрон собирает вторую неформальную встречу ЕС по украинскому вопросу. Первая накануне закончилась ничем.
Любимый миф британцев про самих себя, ими и придуманный, таков: в случае неприятностей не дрожать верхней губой и сохранять внешнюю невозмутимость. Невозмутимость потеряна. Британцы откровенно бесятся от того, как развивается мировая политика без их участия, и тем, что их план по Украине, о котором их никто не просил и который сводится к отправке после окончания конфликта туда войск, никто не оценил и не был им напуган. На первой полосе Daily Mail вышел материал с заголовком: «Стармер получил пощечину от Кремля».
В комментариях к этой статье читатели критикуют умственные способности Стармера и говорят, что ему следовало бы заниматься своими делами, а не совать нос в чужие — нос, по которому он и получил сейчас щелчок.
В газете I вышла статья с заголовком: «Британия сталкивается с Россией по поводу миротворческих войск на Украине». Из заявлений официальных лиц, кстати, не следует, что Россия в курсе того, что Британия с ней сталкивается. Эта опция с натовскими войсками, как сказал Сергей Лавров (его цитату приводят сегодня все английские газеты) просто исключена, ее нет.
В Британии классовое общество. Три года они пытались быть первыми и возглавить мир в борьбе с Россией руками украинцев, но вот вместо первого класса переговоров они оказались во втором. Можно утешиться только тем, что некоторые вообще оказались в третьем. Речь идет о Финляндии и прибалтийских странах, а также о Чехии, Греции и Румынии. Их лидеры едут к Макрону во вторую смену. В понедельник у него в Париже были британцы, итальянцы, немцы, голландцы, поляки, на этой встрече ничего не решили, и, как потом оправдывался Туск, и не собирались решать.
Прибалты и чехи возмущались, что на эту встречу (абсолютно бессмысленную) их не позвали, поэтому их пригласили отдельно, вероятно, чтобы они убедились сами, что там действительно ничего не решают. Почему Макрон не собрал сразу всех евросоюзников — непонятно. Возможно, у него нет такого большого стола, как в Кремле, куда бы он мог всех сразу усадить.
Группа, которая соберется сегодня в Париже вторым составом, не менее воинственна, чем первая, куда вошел Стармер, но, безусловно, с более ограниченным потенциалом. Всех их можно объединить высказыванием министра обороны Литвы, сделанным год назад: у нас нет танков, но есть мнение о танках. Вот этим мнением и будут сегодня делиться.