Переговорный процесс, судя по всему, ожидается весьма сложным и непростым. Сейчас мы наблюдаем его начало. По крайней мере, об этом говорит телефонный разговор между президентами России и Соединенных Штатов о начале переговорного трека с перспективой выхода на личную встречу двух президентов. Как представляется, будущие мирные соглашения должны формировать более стабильную и безопасную архитектуру в регионе, гарантировать его прогрессивное развитие и сотрудничество

Переговоры по украинскому конфликту не ограничатся Украиной

Источник изображения: nyt.com

По большому счету, это новая архитектура безопасности и сотрудничества в регионе, которая учитывает интересы всех стран и народов. Безусловно, как подчеркивает российская сторона, необходимо устранить глубинную причину конфликта, на которой во многом в настоящее время основана политика Украины и стран Запада в целом. Необходимо реализовывать прежде всего принцип всеобщей, единой, неделимой безопасности.

Безусловно, в переговорный процесс так или иначе должны быть вовлечены все стороны, прежде всего Россия, США, в какой-то степени Евросоюз, и, безусловно, Украина. В настоящее время мы видим различия в подходах и интересах, а также различные препятствия и ограничения. В состав ограничений входит, например, вопрос легитимности нынешнего высшего руководства Украины, законодательно закрепленный отказ вести переговоры с Россией. Кроме того, наблюдаются два подхода в политике Запада.

С одной стороны, это подход США, и, с другой стороны абстрактный подход Евросоюза, который пока не в состоянии выработать свои новые переговорные позиции. Надо отметить, что в ЕС есть твердые сторонники оказания дальнейшей «помощи» Украине, до тех пор, пока та не достигнет «успеха».

А с другой стороны, есть позиции той же Венгрии, ряда других стран, которые более взвешенно, рационально и в соответствии со своими национальными интересами подходят к проблеме, выступая за снятие санкций в отношении России и прекращение боевых действий. Многое, конечно, будет зависеть от того, как пройдут парламентские выборы в Германии, потому что это одна из ключевых стран ЕС.

Следует отметить, что есть посредники, такие, как Саудовская Аравия, которая выступает наряду с другими арабскими странами за прекращение конфликта на Украине. В этом плане можно отметить и возможности Беларуси в этом процессе с учетом того, какую роль страна сыграла в свое время в прекращении конфликта на юго-востоке Украины, – речь идет о переговорном процессе, проходившем в Минске в 2014-2015 гг. и последующие годы.

Переговоры, конечно, ожидаются многоаспектные, они затронут вопросы прекращения военных действий, границ, гарантий безопасности, статуса Украины, ее будущего восстановления. Предположительно, за основу могут быть взяты Стамбульские договоренности марта 2022 г. между Россией и Украиной, они достаточно известны и в целом отвечают национально-государственным интересам России, Беларуси.

В широком плане договоренности должны способствовать снижению напряженности в регионе с выходом на сокращение соответствующих арсеналов и с выходом на обновленную конфигурацию структуры безопасности в регионе, которая может быть основана на обновленной Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Не исключена серия договоренностей между Россией и США, включая прежде всего двусторонние аспекты отношений, как основы для последующих соглашений, достижения мирного урегулирования между Россией и Украиной. Возможна также легитимизация этих процессов на уровне Совета Безопасности ООН.

Необходимо отметить, что в рамках стратегического союза Беларуси и России все договоренности, которые касаются гарантий безопасности и будущего развития региона, должны соответствовать интересам и России, и Беларуси, и Союзного государства в целом.

Андрей Русакович, профессор кафедры евразийских исследований БГУ, член Совета Республики Национального собрания Беларуси, «Евразия.Эксперт»

Глава Пентагона призвал Зеленского сесть за стол переговоров