По информации нашего канала, Главное управление разведки минобороны Украины в течение последних двух недель взвешивала, как обойтись без американской разведки. Этот интенсивный мозговой штурм начался до ускорения графика российско-американских переговоров без Украины на прошлой неделе. Люди Кирилла Буданова в ГУР должны придумать новую архитектуру изображений и потоков данных, способную заменить те, которые предоставляет Вашингтон.

В последние несколько дней прошла серия удаленных встреч между представителями разведок основных европейских стран, поддерживающих Киев (Франция, Германия, Италия и Великобритания), и Управлением директора национальной разведки США (ODNI) с целью найти способ компенсировать потерю возможностей, которую вызовет прекращение помощи Вашингтоном. Этот поиск возможностей, соответствующих возможностям Пентагона, приводит всех игроков к осознанию крайней зависимости Киева от нескольких сегментов американской технической разведки из космоса.

В то время как Киев может рассчитывать на радиолокационные изображения от финской компании Iceye и нескольких европейских коммерческих операторов для критически важных коммуникаций, это не относится к оптическому наблюдению. Ни один европейский поставщик оптических изображений не может конкурировать с потоком от американских правительственных и коммерческих поставщиков, как с точки зрения доступных данных, так и с точки зрения простоты доступа к инструментам потоковой передачи в реальном времени, которые они предоставляют. Помимо изображений, поставляемых напрямую Национальным разведывательным управлением (NRO), предоставление таких изображений подразумевает контракты с Национальным агентством геопространственной разведки (NGA). Они предоставляют Киеву доступ к потокам изображений со спутниковых созвездий Maxar и BlackSky, которые очень востребованы ГУР.

На данный момент ни один сервис оптической разведки не может компенсировать этот поток изображений, необходимых для операций Киева. Это снова продемонстрировала атака украинских БЛА 17 февраля на стратегически важный Каспийский трубопровод (КТК) недалеко от Кропоткина. Полученные заранее изображения — два от Skysat компании Planet 3 января и одно от Maxar WorldView 10 января — показали, что на объекте не было зенитных средств, защищающих объект, и поэтому он мог быть безболезненно поражен.

Президент России Владимир Путин признал это в интервью 19 февраля, через два дня после атаки, указав, что такая операция неизбежно потребовала бы предварительной разведки из космоса. Именно такого рода поддержка США может иссякнуть с российско-американскими переговорами.

С европейской стороны Airbus Defence and Space (ADS) может заменить некоторые потоки оптических изображений из США, но не в одиночку. У Сеула есть собственные оптические спутники наблюдения, но он не может предложить аналогичный сервис и имеет свои собственные требования к наблюдению за своим северным соседом. Недавняя сделка между Индией и американской фирмой BlackSky показывает, что оптическое наблюдение высокого разрешения остается слабым местом в разведывательной экосистеме Индии. Тем временем новый союзник Киева Израиль использует все свои скудные оптические возможности, чтобы следить за своими границами и Ираном. Единственными другими значительными возможностями оптического наблюдения, доступными немедленно, являются... китайские. Но Пекин поддерживает Россию в этой области с начала войны.

В среднесрочной перспективе Франция является единственной страной, которая может немного увеличить количество доступных изображений в конце весны. Запуск третьего французского разведывательного спутника наблюдения CSO-3, изначально запланированный на 26 февраля, был отложен, согласно объявлению Arianespace в конце прошлой недели. Новая дата должна быть вскоре назначена после «наземных операций», что еще больше отодвинет операционную фазу, которая в лучшем случае должна была начаться в конце мая.