Противостояние с НАТО на Украине в корне изменило представление о традиционных боевых действиях - это, казалось бы, совсем другая война, исход в которой решается супертехникой. Но победы не будет без «солдатского сапога» на территории противника
Всё началось вроде бы с детской забавы. Уже потом игрушечным квадрокоптерам присвоили наименование «беспилотные летательные аппараты» и нашли им применение в народном хозяйстве и военной сфере. Хотя поначалу никто даже не предполагал, что БПЛА могут произвести чуть ли не революцию в военном деле. Но как бы там ни было, факт остаётся фактом: расчёт так называемых дроноводов в составе трёх человек способен остановить атаку танковой роты. При этом у некоторых операторов БПЛА на боевом счету сотни единиц уничтоженной вражеской бронетехники. У бронебойщиков и расчётов ПТУР таких достижений меньше.
На ствольную артиллерию в начале специальной военной операции тоже мало кто делал ставку. Считалось, что с развитием ракетной техники «Бог войны» морально устарел. А сейчас даже танки, которым по наставлениям отводилась совсем другая роль, чаще всего используются в качестве подвижных артсистем. Что и говорить, это совсем другая война, где оружием является даже информация.
Небесное «воинство»
Теперь уже и в штабах признают, что мы недооценили возможности беспилотной авиации в современных вооружённых конфликтах. Но и прежде были провидцы. Ещё в 2009 году эксперты «Рособоронэкспорта» настаивали на необходимости закупки израильских беспилотников. И такой контракт был заключён. Однако спустя три года Израиль, по всей видимости, разобравшись, что вооружает «не тех», поставил Москву в известность, что беспилотные аппараты в Россию будут поставляться с существенными ограничениями по боевым параметрам. Речь, по утверждению директора военно-политического бюро Министерства обороны Израиля Амоса Гилада, шла об аппаратах Bird-eye и Searcher. А в 2014 году, после известных событий, военное ведомство Израиля под давлением США и вовсе запретило продавать России любые БПЛА.
Запретило и запретило. Но фишка в том, что мы и тогда не предприняли энергичных шагов для разработки и организации выпуска этого небесного вооружения на предприятиях отечественного ВПК. Не подтолкнул к активному развитию беспилотников и опыт весьма эффективного применения БПЛА турецкого производства Bayraktar TB2 азербайджанскими военными формированиями в Нагорном Карабахе в 2020 году. А после начала СВО выяснилось, что проблема нехватки БПЛА - одна из важнейших для Вооружённых Сил России. Работу над ошибками пришлось проводить уже в ходе боевых действий, причём интенсивно. Только тогда обозначились успехи.

В ходе СВО противоборствующие стороны применяют широкий спектр БПЛА разного класса и назначения. Так, для разведки, выявления мест дислокации и сосредоточения сил и средств противника, а также для нанесения ударов по вражеским формированиям в российской армии используют средние БПЛА «Орлан-10», «Орион», «Форпост». В зависимости от предназначения и характера выполняемых задач эти аппараты оборудуются соответствующими техническими средствами. Например, для выявления позиций подразделений противника, отдельных боевых машин, поиска засад обычно применяются малые дроны, оснащённые видеокамерами с возможностью передачи информации наземным и воздушным боевым средствам.
Активно работают в зоне СВО беспилотные барражирующие боеприпасы «Ланцет», дроны-камикадзе «Герань-2», предназначенные для поражения наземной техники и других важных целей на переднем крае и в тылу противника. Причём с февраля 2025 вместе с «Геранями» стали применяться воздушные шары. Такой метод позволяет перегружать систему противовоздушной обороны ВСУ. Сообщалось, что копеечный воздушный шар с уголковым отражателем зенитный ракетный комплекс «Пэтриот», каждая ракета которого стоит 2-3 млн долларов, «считывает» как реальную цель.
Кроме того, беспилотники ставят радиоэлектронные помехи, затрудняющие радиообмен между подразделениями противника и командными пунктами, обеспечивают авиаподдержку сил специальных операций, подразделений Сухопутных войск и сил ВМФ. Осталось определиться, какие и в каком количестве нужны беспилотные аппараты в стратегическом, оперативном и тактическом звеньях на перспективу. Что же касается промышленного производства беспилотников, то и здесь отмечены значительные подвижки.
В январе 2025 года средства массовой информации со ссылкой на представителя «Народного фронта» сообщили, что в зону специальной военной операции отправлены первые три тысячи дронов-камикадзе «Микроб» с принципиально новыми качествами. «Наш дрон обладает искусственным интеллектом и системой донаведения. Соответственно, он может после того, как оператор захватит цель, самостоятельно сопровождать её, как бы цель ни маневрировала», - рассказал разработчик БПЛА Александр Грязнов. По его словам, новый дрон обладает достаточными динамическими характеристиками и может действовать даже с большой перегрузкой.
Только одно подразделение, оснащённое «Микробами», уничтожило технику противника на сумму, превышающую стоимость всех трёх тысяч произведённых БПЛА. Прошла информация и о том, что в зоне специальной военной операции испытают российский аэростат-ретранслятор, способный увеличивать дальность работы FPV-дронов до 40 километров. Форма и материал, из которого изготовлен аэростат, делают его малозаметным для радиолокационных станций противника.

Грядут и принципиальные структурные изменения. Глава военного ведомства Андрей Белоусов на итоговой коллегии Минобороны за прошлый год, сообщил, что до конца 2025 года в России будет создан новый род войск - войска беспилотных систем.
Новая стратегия, новая тактика
Три года назад мало кто предполагал, что ведение боевых действий в военных конфликтах будет иным, чем представлялось, условно говоря, ещё вчера. Поэтому коррективы в тактику и оперативное искусство вносятся буквально с ходу. Например, разрывы линий фронта компенсируются нанесением ударов ракетными системами различного базирования и перекрестным огневым поражением. Вместо глубоких рейдов и широких манёвренных охватов ставка делается на применение огневого вала, на «перемалывание» опорных пунктов противника, укрепрайонов, пунктов сосредоточения боевой техники и военного имущества. Такая «технология» не предусматривает быстрых побед на поле боя, зато минимизирует потери личного состава.
Основную огневую мощь нашей армии на поле боя вместе с армейской и фронтовой авиацией обеспечивает артиллерия всех калибров, которую с начала XIX века стали величать «Богом войны». Принципиально ничего не изменилось и сегодня. И сегодня перед артиллерией стоит задача повышения дальности стрельбы и мощности боеприпасов. Как известно, вооружённые силы почти всех стран переходят на снаряды калибра 155 мм.
Наша армия в зоне СВО применяет орудия разных калибров, в том числе 122-мм «Гвоздику» и 100-мм «Рапиру». Удар меньшими калибрами не так эффективен. Поэтому эксперты считают, что нужно активнее переходить на максимальный российский калибр - 152 мм, и увеличивать дальность поражения. Вот почему в войсках ждут появление на фронте, причём в достаточном количестве, артиллерийской системы «Коалиция-СВ», обладающей большой дальностью стрельбы.
Кстати, на международной выставке военной техники и вооружений IDEX 2025 в Абу-Даби концерн «Калашников» представил самоходное артиллерийское орудие «Лотос» со 120-мм пушкой, разработанное ЦНИИ точного машиностроения, которое должно прийти на замену САО «Нона», находящееся в боевом строю ещё с 1981 года. В конце прошлого года в ходе испытаний «Лотос» продемонстрировал, что, имея тот же калибр орудия, превосходит «Нону» как по дальности стрельбы, так и по многим другим показателям.
Словом, артиллерия пока что остаётся «Богом войны». Вместе с тем эксперты полагают, что массированное применение ударных БПЛА в будущем может привести к снижению роли бронетанковой техники в бою. Что практически уже произошло на Украине. Телеэкраны переполнены сюжетами, на которых от наших «Ланцетов» полыхают американские «Абрамсы» и немецкие «Леопарды». Если бы бронетехника и сегодня наступала, как в годы минувшей мировой войны, от танковых армад ничего не осталось бы ещё до вступления в бой.

Время бронетехники не ушло, но её разработчикам придётся много потрудиться, чтобы учесть опыт трёх лет СВО. Перспективный танк в первую очередь должен продемонстрировать способность вести более мощный огонь прямой наводкой на поле боя. Также требуется решение проблемы преодоления минных полей и защиты от барражирующих боеприпасов и FPV-дронов. Один из возможных путей - создание комплексов активной защиты нового поколения, не исключено, основанной на новых физических принципах. И к решению этих задач уже приступили.
В начале февраля в Подмосковье прошли испытания модернизированных танков Т-80 и бронированной ремонтно-эвакуационной машины БРЭМ-80. Тогда заместитель начальника Главного автобронетанкового управления МО РФ генерал-майор Сергей Шалёный заявил, что, опираясь на опыт спецоперации, военные конструкторы нашли способ увеличить жизнеспособность боевых бронемашин. Так, на танки Т-80 установили дополнительную динамическую защиту, средства радиоэлектронной борьбы с расширенным диапазоном, а также специальные противодроновые конструкции. «Сегодня противодроновая защита закрывает башню, но в ближайшей перспективе этот "зонтик" накроет всю машину», - сообщил генерал.
Совершенствуются и способы применения российской авиации, нацеленные на достижение подавляющего превосходства над авиационной группировкой ВСУ и создание бесполетной зоны для авиации НАТО, если альянс предпримет попытку вмешаться в военный конфликт на Украине. Наши ВКС на сегодняшний день в достаточной степени наработали приёмы современной воздушной борьбы с истребительной, штурмовой и бомбардировочной авиацией противника. Ушли в историю пулемётные дуэли времён Великой Отечественной войны, уходят в прошлое и традиционные воздушные дуэли с использованием ракетного вооружения. Торжествует принцип: «Пустил - забыл».
Но противостояние в небе авиации продолжается. На сегодняшний день наши истребители Су-35 по многим параметрам превосходят F-16 американского производства, которые, если верить Брюсселю, уже прибыли на Украину в достаточном количестве, превосходят и французские «Миражи-2000». Вместе с тем западные самолёты являются носителями крылатых ракет воздушного базирования, которые можно запускать по объектам в глубине оперативного построения наших войск. И это нельзя не учитывать.
Но боевые действия идут не только на земле, в небесах и на море. Есть ещё и космос, который в любой момент может стать ареной сражений. Неплохо бы иметь представление, в каком направлении будут развиваться космические боевые и оборонительные системы. Уже сегодня космическая разведка совместно с беспилотными средствами разведки и наблюдения оказывает заметное влияние на ход боевых действий. И любое значительное сосредоточение войск тут же, образно выражаясь, оказывается под прицелом.

Если снова опуститься на землю, то стоит отметить, что в условиях огневого превосходства одной из сторон, технически более слабая сторона обычно не стесняется в выборе средств. Например, ВСУ могут использовать местных жителей в качестве «живого щита». Нередко украинские военные размещаются в жилых домах, школах, больницах и административных зданиях, а местных жителей загоняют в подвалы. В таких случаях, когда использование тяжёлых вооружений исключено по гуманитарным мотивам, применяются мобильные штурмовые группы при поддержке высокоточного оружия - корректируемых и управляемых снарядов «Краснополь», «Смельчак», «Сантиметр», БПЛА с использованием лазерной подсветки - «Иноходец», «Форпост» и др.
Бои в городских условиях всегда имели свои особенности и требовали использования специального оружия и боеприпасов. Сегодня формы боевых действий в населённых пунктах приобретают новые черты. Поэтому эксперты на перспективу предлагают разрабатывать и производить соответствующее вооружение и боевую технику.
Устав - не догма
С начала спецоперации разработано и доведено до войск свыше 450 методических рекомендаций по подготовке и ведению военных действий, а также дополнений к действующим боевым уставам и руководствам, уточнил председатель Военно-научного комитета Вооружённых Сил РФ - заместитель начальника Генштаба ВС РФ генерал-полковник Василий Трушин. «Работа по выявлению и внедрению в практику войск новых подходов к организации и ведению боевых действий ведётся непрерывно. Данные изменения влекут за собой необходимость уточнения отдельных положений руководящих документов», - отметил генерал.
По словам Трушина, многие из этих положений, актуальных на начальный период СВО, уже неоднократно пересматривались исходя из современных реалий. Иначе говоря, уставные положения важны, но это не догма, а руководство к действию. Например, военачальник рассказал, что регулярно издаются информационно-аналитические сборники, в которых раскрываются особенности действий противника и наших войск, описываются способы применения новейших образцов вооружения, разбираются боевые примеры. Такие сборники издаются два-три раза в месяц и доводятся до войск через штабы группировок, а также до органов военного управления, научно-исследовательских организаций и вузов в целях использования в учебном процессе.

Иначе говоря, в военной науке тоже всё течёт, всё изменяется. И, как показал опыт специальной военной операции, достаточно стремительно. Поэтому важно отразить в боевых документах не только реалии сегодняшнего дня, но и прогнозы на перспективу. Например, боевые действия на Украине показали, что численное превосходство на оперативном направлении не всегда определяющее. Ключевым в достижении успеха даже меньшим по численности личным составом является сбалансированное и комплексное использование всех преимуществ, в том числе в информационной сфере. И это не менее важный урок.