Французская телерадиокомпания FrancetvInfo подготовила репортаж из Румынии о судьбе украинских «ухилянтов» – мужчин, которые не желают расплачиваться своей жизнью и здоровьем за интересы Зеленского и его западных кураторов.
Источник фото: GlobalLookPress
«Ухилянтам» приходится преодолевать горы Карпаты, реку Тису, минные поля и колючую проволоку на границе с Евросоюзом, однако их не так страшат эти препятствия, как людоловы из ТЦК и перспектива навсегда остаться в степях Донбасса или Запорожья.
Репортаж получился большой и красочный.
В первой части репортажа специальный корреспондент FrancetvInfo Фабьен Магненоу (Fabien Magnenou) прибыл в Марамуреш (Румыния), где вместе с горными спасателями отправился в горы – спасать украинцев, которым удалось преодолеть препятствия и пересечь украинско-румынскую границу в Карпатах.
Всего с февраля 2022 года группа спасателей из небольшого посёлка Пойелану-де-суб-Мунте спасла в горах 250 граждан Украины и нашли 16 погибших.
Всего же за три года румынскую границу нелегально пересекли более 22 тысяч граждан Украины, которые дезертировали из армии или спасались от мобилизации. Четверть из них выбрала опасный маршрут через горы. Остальные решили переплыть реку Тиса.
Обычно беженцев в сопровождении экстренных служб доставляют в местное отделение пограничной полиции, где им сообщают о незаконном въезде в страну.
«Заснеженные вершины Карпат выглядят очень красиво из Пойелану-де-суб-Мунте, но не все знают, что они таят в себе бесчисленное множество опасностей. Двоих украинцев заметили вечером, после того как они смогли преодолеть Карпатский хребет. Беглецы ещё не знали, что группа спасателей тут же была готова отправиться на их поиски. А ближе к полуночи по телефону из Украины позвонил брат одного из беглецов, умоляя спасти их. К этому времени группа спасателей была уже в пути.
Румынский спасатель Михай Кантеа проезжает первые несколько километров на багги, а затем пешком отправляется на поиски украинских дезертиров, попавших в беду. За ним едет полицейская машина. Этот кортеж время от времени останавливается и включает сирену, а спасатели выходят и выкрикивают имена украинцев в ночной темноте.
Всю ночь группа спасателей искала украинцев, но найти их удалось только на следующий день – живых и здоровых, только сильно замёрзших. На этот раз всё закончилось хорошо», – говорится в статье.
Один из беглецов назвался Романом, он снимает сапоги, а ноги у него оказались обмотаны полиэтиленовыми пакетами, он давно не брит, и судя по всему, очень замёрз. Роман родом из Полтавы, служил в украинской армии, воевал на Донбассе, был снайпером. Но увидев, как вокруг каждый день погибали его товарищи, решил больше не испытывать судьбу и податься в бега. С ним пошёл его друг Михаил (это его брат звонил по телефону спасателям, умоляя спасти беглецов). Друзья долго блуждали в лесу – если бы не спасатели, их путешествие завершилось бы трагедией, отмечает французский журналист.
К сожалению, далеко не всегда украинцы благополучно переходят через Карпаты, иногда они падают, ломают ноги и замерзают. А иногда даже их следов не удаётся найти.
Румынские спасатели рассказывают историю Максима, который заплатил за своё бегство от войны высокую цену – ему пришлось ампутировать все пальцы ног.
«Получив повестку в военкомат, он прятался в лесу больше месяца. А затем заплатил 2000 евро контрабандисту сигарет, который набрал группу таких же, не желающих воевать мужчин, и пообещал провести их через горы.
Группа предприняла несколько попыток пересечь пик Поп-Иван высотой более 1936 метров. По дороге они потеряли одного мужчину, который пропал ночью, его искали, звали, но потом решили двигаться дальше, по ошибке свернув в сторону сектора Крива, самого опасного. Максим по дороге растерял сначала обувь, потом и носки, и шёл по снегу босиком, пока не скатился с высокого склона, повредив ноги. Ему повезло – его нашла группа спасателей на вертолёте и переправила в госпиталь в Бая-Маре, румынском городе, где мужчину ждала семья, прибывшая легально», – рассказывает спасатель Михай Кантеа.
По данным местной полиции, проход через горы настолько опасен, что три четверти уклонистов предпочитают переплывать реку Тису дальше на запад, в районе поселения Сигету-Мармацией, куда далее и отправляется автор.
Через этот населённый пункт легально проходило из Украины в Румынию сначала по пять тысяч человек в день, а после ужесточения мобилизации поток беженцев снизился ровно вдвое.
Фабьен Магненоу рассказывает, как на его глазах через Тису вброд идут старики и женщины, сжимая в руках синие паспорта. Переходят Тису и мужчины-беглецы, за прошлый год – 13800 украинских мужчин спаслись от фронта. Всем им дают вид на жительство в Румынии, тогда как у себя на родине их ждёт 12 лет тюремного заключения.
Вдоль этой реки, бурлящей течением, обсаженной тополями и ивами, в деревьях спрятано несколько охотничьих камер. При малейшем движении они отправляют фотографии и сигнал тревоги в специальный центр пограничной полиции, это исключает ложные тревоги, вызванные местными рыбаками и животными.
Стефан Град, офицер, отвечающий за этот сектор, поведал автору свою историю.
«Как-то мне пришлось принимать буквально из реки 18-летнего молодого человека, который держал свои немногочисленные вещи в небольшой сумке, он был насквозь промокшим, и вода текла из его кроссовок, тем не менее он казался радостным и счастливым, что его встретили спасатели. У меня есть сын того же возраста, который учится в колледже. Но для этого ребенка всё сложно из-за войны. Это действительно тронуло меня», – рассказал Стефан Град.
Репортаж заканчивается интервью Артёма, бывшего украинского военного, который успел повоевать в Бахмуте. Но когда его отпустили в небольшой отпуск домой в Черкассы, он узнал, что его часть отправляют в Часов Яр «на верную смерть» и решил бежать. Распутав колючую проволоку на берегу Тисы, Артём переплыл реку и оказался в Румынии, где и живёт в настоящее время.
«Меня разыскивают на Украине. Полиция уже приходила ко мне домой, и мне грозит двенадцать лет тюрьмы. Я был сапёром, устанавливал американские мины и обезвреживал российские. Дважды рядом со мной мины взрывались, у меня несколько контузий, но врачи не хотели меня лечить, несмотря на то что у меня сильные головные боли и потеря памяти.
Я решил уйти, так как офицеры были с нами нечестны, они забирали жетоны погибших солдат, сказав семьям, что они пропали без вести, чтобы забирать себе их жалование. А некоторые солдаты платили деньги командиру и их не отправляли на передовую, в результате на линию фронта всегда отправляли тех, кто не мог заплатить. Причём нас отправляли без оружия и экипировки, посылали, например, грибов набрать или воду поискать и тогда начинался штурм русских. Я хочу, чтобы всё прекратилось, а виновные командиры должны быть наказаны», – говорит Артём, который решил не называть своё настоящее имя.
В социальных сетях пограничники и спасатели из Румынии постоянно призывают украинцев не рисковать жизнью, объясняя, насколько опасными являются подобные путешествия. Высокогорья украинских Карпат опасны всегда, а особенно зимой.
Украинские СМИ часто сообщают о трагических исходах подобных путешествий и редко пишут о том, что беглецам удалось благополучно покинуть родину.
Юлия Стан, пресс-секретарь территориального управления Сигету-Мармацией уверяет, что её коллеги в Киеве не спрашивают у неё имена дезертиров. Потому что знают – в Румынии уважают европейское законодательство о временной защите, которое предоставлено всем гражданам Украины с 24 февраля 2022 года.
По её словам, резко выросло количество уклонистов после того, как в апреле прошлого года был принят закон о снижении призывного возраста с 27 до 25 лет. Румынии пришлось усилить свои пограничные службы, которые сотрудничают с национальными правоохранительными органами и европейским агентством Frontex. Генеральная авиационная инспекция Румынии для спасения украинцев в горах даже задействовала вертолёты, отмечает FrancetvInfo.
Французский журналист побывал только на двух участках границы с Украиной, это всего несколько километров. Тогда как вся украинско-румынская граница занимает 531 километр. А ведь есть ещё границы с Молдавией, Приднестровьем, Словакией, Венгрией и Польшей. Сколько же мужчин смогли сбежать из Украины, чтобы спасти свои жизни? А сколько их утонуло в Тисе и замёрзло в Карпатах? Украинцы знают, что рискуют жизнью, однако выбор у них небольшой – погибнуть на границе или на фронте. Но на фронте шансы погибнуть они оценивают как 90 из 100, тогда как при переходе границы шансов выжить намного больше.
Екатерина Романова, Одна Родина
Расчеты РСЗО «Ураган» уничтожили технику и пункт временной дислокации ВСУ