Хотя Стамбульским соглашениям — 2022 не исполнилось ещё и трёх лет, это понятие уже стало нарицательным. Через несколько недель после начала СВО в ходе переговоров между Россией и Украиной были достигнуты договорённости, которые с высоты сегодняшнего дня выглядят сомнительно — и с точки зрения защиты безопасности нашей страны. Но даже такой мир был категорически не нужен Западу, который в лице Бориса Джонсона заставил Зеленского отказаться от соглашений. И вот снова Стамбул, где проходит второй раунд прямых контактов России и США. А в кулуарах маячит тень хитреца Реджепа Тайипа Эрдогана — турецкого президента, который точно не хочет получить ещё одну пощёчину, как вышло полторы недели назад.


Формально (вернее, официально) второй раунд переговоров между Россией и США в Стамбуле посвящён восстановлению дипотношений между двумя странами. И географическое месторасположение площадки для встречи — дело, может, и десятое: встретились там, где удобно. Однако тут есть два важнейших момента.

Во-первых, именно в Стамбуле в марте-апреле 2022-го составлялись "соглашения о мире" между Украиной и Россией при посредничестве Турции, которые сегодня, естественно, воспринимаются у нас совсем неоднозначно. Ведь, с одной стороны, прекращение полномасштабного военного противостояния на его начальной стадии могло остановить кровопролитие, число жертв которого уже исчисляется сотнями тысяч. С другой же — согласованный чуть менее трёх лет назад документ оставлял неопределённым статус Русского Донбасса и давал Киеву возможность сохранить тот националистический режим, который, как стало очевидно впоследствии, единственной своей идеологией видит борьбу против России.

Во-вторых, в то самое время, когда в Эр-Рияде шёл первый раунд переговоров России и США, президент Турции Эрдоган принимал у себя Зеленского — и заявил, что поддерживает "территориальную целостность Украины" и что инициативы Трампа "совпадают с курсом, который вела Турция последние три года". А ещё, заверил Эрдоган, Турция является лучшей площадкой для непосредственных переговоров о мире с участием России, США и Украины (причём турки хотели бы тоже войти в список участников). Но в Эр-Рияде чётко прозвучало, что мира по "хотелкам" Киева точно не будет, — получилась своеобразная пощёчина Эрдогану. Однако, надо полагать, он от неё быстро оправился.

Неудивительно, что известие о встрече русских и американцев в Стамбуле вызвало закономерные вопросы. И главный из них — а не ждать ли нам очередного сомнительного соглашения, которое в той или иной степени обесценит героические русские достижения и победы в ходе СВО?

Разговор не с марионеткой, а с кукловодом

Впрочем, есть основания полагать, что тон "Стамбула 2.0", помимо темы о "восстановлении дипломатических отношений", будет иной.

Прежде всего, налицо кардинальное отличие от событий трёхлетней давности.

Тогда Россия вела переговоры, как предполагалось, с киевскими властями, руководствующимися судьбой Украины и собственным инстинктом самосохранения. Лишь несколькими неделями позднее, когда по указке срочно прибывшего в Киев премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона Зеленский отказался от выполнения согласованных обязательств, стало понятно: мы пытались договориться не с самостоятельной политической силой, а с марионеткой, слово которой ничего не значит без санкции зарубежного кукловода.

Эрдоган оправился от пощёчины: Турецкая тень за секретными переговорами Москвы и ВашингтонаВ 2022 году Джонсон примчался в Киев и заставил Зеленского воевать до последнего украинца. ФОТО: Ukrainian Presidency Press Office/ Global Look Press

На этот раз всё развивается по другому сценарию. Мы постепенно выстраиваем утраченный ранее диалог напрямую с лидером коллективного Запада — с США. Это означает, что достигнутые в ходе таких переговоров договорённости будут окончательной совместной позицией, практическое воплощение которой в жизнь уже не зависит от воли какой-либо третьей стороны.

Разумеется, можно себе представить, что в Вашингтон примчатся недовольные развитием событий представители Европы (по одному уже приезжают); возможно даже, групповым десантом — Макрон, Стармер, Урсула фон дер Ляйен или кто-то ещё. Но сценарий, при котором они смогут запугать Трампа и заставить его отказаться от договорённости с Россией, совсем уж фантастический.

Переговоры не ради самих переговоров

Вторая особенность Стамбульской встречи 27 февраля 2025-го заключается в том, что официально она посвящена вопросу восстановления нормальной работы посольств США и России — соответственно, в Москве и Вашингтоне.

Предварительный характер встречи подчёркивает и глава МИД России Сергей Лавров:

Я думаю, по её итогам будет понятно, насколько мы можем двигаться [в процессе переговоров] быстро и эффективно.

Эрдоган оправился от пощёчины: Турецкая тень за секретными переговорами Москвы и ВашингтонаСергейЛавров. ФОТО: Shatokhina Natalia/ Global Look Press

Безусловно, налаживание нормальных каналов связи между двумя мировыми державами — это очень важно. Особенно с учётом того, что откровенно русофобский курс прежнего американского руководства — формально с Джо Байденом во главе — привёл к почти полному разрыву налаженных дипломатических связей.

Однако закрытый формат встречи позволяет предположить: на ней могут и наверняка будут обсуждаться и другие вопросы. Да и возобновление работы посольств — не самоцель, а средство решения накопившихся проблем. Наиболее острая и актуальная среди которых, без сомнения, украинская. Вероятно, по этой самой причине до начала встречи даже не раскрывался состав делегации России.

Для русских подготовили новую ловушку в Стамбуле?

Третий момент, на который следует обратить внимание: американская сторона, безусловно, была бы рада устроить России ловушку в Стамбуле.

Не случайно уже раздавались заявления, что основой будущего мирного соглашения по Украине могут стать Стамбульские договорённости — 2022. Соответственно, на переговорах представители США непременно поднимут вопрос о крайне выгодном для себя варианте урегулирования, повторяющем базовые условия сорванного в начале СВО договора.

И здесь как раз-таки имеет значение то, о чём мы уже упоминали: выбор самого места встречи. И конкретная точка на карте мира появилась не просто так — тому есть три главные причины, считает политический обозреватель Царьграда Андрей Пинчук:

Первая — глобальная, в той картине мира нового порядка, который сложился или, вернее, складывается сейчас после прихода Трампа. Там на одной стороне — приверженцы национальных суверенитетов (США и отдельные страны Европы), на другой — глобалисты. Отдельно стоят Китай и Россия. Так вот. Турция — как член НАТО и "вечный кандидат" на вступление в Евросоюз и одновременно страна со своими самостоятельными амбициями и экспансией, — она пока ещё не сформулировала свою позицию.

Грубо говоря, продолжает эксперт, Эрдоган ещё чётко не определился, за кого он в новом раскладе — за Трампа или за евроинтеграторов, которые, кстати, в любой момент могут сделать ход конём и принять решение наконец-то о принятии Турции в состав ЕС.

Однако я далёк от мысли, что Турция находится на стороне России. Не находится и не находилась — так, ситуативный попутчик,

— указывает Пинчук.

А вот две другие причины, выделяемые им, — более конкретные.

Во-первых, это заявление о том, что за основу мирного соглашения могут быть взяты "Стамбульские соглашения", что уже прозвучало официально. И в этом смысле происходит попытка реанимации старой модели, в том числе территориальной. А тогда Турция, напоминает Андрей Пинчук, всё-таки выступала не только в качестве эдакой "страны-гостиницы", но и в качестве активного участника тех переговоров.

А во-вторых, по его мнению, очевидно, что у нынешней администрации Трампа, в том числе после отказа от услуг USAID, пока нет гарантированных механизмов для давления на Киев:

И там, где используются рычаги ограничения финансирования и где возникают угрозы поставок оружия (со стороны США заявлено, что решать эти проблемы будут европейцы), соответственно, нужен дополнительный фактор давления. И Эрдоган, несомненно, обладает самостоятельными рычагами давления на Зеленского. И при этом взаимосвязан с интересами России.

Так что это такая попытка диверсифицировать площадки переговоров, считает Пинчук, но сомневается, что она будет успешной: если не получилось в тот раз, в 2022-м, то почему должно получиться теперь?

Понятно, что сейчас нет Джонсона (экс-премьер-министр Британии, который настоял на прекращении переговоров и продолжении боевых действий до "победы Украины". — Ред.). Понятно, что и Америка уже другая. Но всё-таки и Киев другой, да и Россия изменилась с того времени — и внешне, и внутренне. Однако такой шанс, во всяком случае, пока имеется,

— резюмировал политический обозреватель Царьграда.

Эрдоган оправился от пощёчины: Турецкая тень за секретными переговорами Москвы и ВашингтонаЭрдоган всячески старается, чтобы именно Стамбул стал площадкой для достижения соглашения по Украине. ФОТО: Aleksey Smyshlyaev/ Global Look Press

Русская земля — не предмет торга

Впрочем, судя по заявлениям Сергея Лаврова, наш МИД "читает" американскую игру, готов к ней и имеет чёткие ориентиры, что именно для России является принципиальным и не подлежит изменениям.

Прежде всего, кураторам Зеленского не стоит надеяться на повторение сценария весны 2022-го, когда в качестве "жеста доброй воли" для заключения итогового соглашения Россия отвела свои войска от Киева. На этот раз, по словам Лаврова, у ВСУ не будет возможности получить передышку для накопления сил и укрепления обороны: "Остановки боевых действий на Украине по линии соприкосновения не будет".

Что не менее важно, Россия недвусмысленно дала понять, что не рассматривает возможности изменения статуса ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей. Министр иностранных дел подтверждал это неоднократно лишь за последние сутки.

Эрдоган оправился от пощёчины: Турецкая тень за секретными переговорами Москвы и ВашингтонаРоссийские дипломаты прибывают на место проведения переговоров в Стамбуле, 27 февраля 2025 года//Скриншот поста из ТГ-канала "Вы слушали Маяк"

Сперва дал не оставляющий пространства для спекуляций ответ на вопрос, возможно ли сотрудничество США и России в добыче ресурсов на "новых территориях":

Когда президент приглашает зарубежных инвесторов к участию к проектам на территории России, он имеет в виду, разумеется, всю территорию страны в полном соответствии с её Конституцией.

А затем сделал ещё более краткий комментарий в связи с гипотетическими территориальными условиями будущих соглашений по Украине: "У нас есть Конституция".

Так что позиция России в диалоге с США очевидна: указанные в Конституции как субъекты Федерации "новые регионы" не могут быть предметом торга. И если в Вашингтоне рассчитывают на повторение "Стамбула-2022", придётся разочаровать американских дипломатов и их руководство.

Что с того?

Очевидно, что уровень оптимизма в нашем обществе по поводу перспектив разрешения украинского кризиса после возвращения в Белый лом Дональда Трампа вырос. Но восторженные ожидания "быстрой сделки" России и США, по итогам которой все получат что хотят и останутся довольны, не имеют с реальностью ничего общего.

Да, переговорный процесс идёт — что по сравнению с откровенно нацеленной на эскалацию конфликта политикой администрации Байдена уже очевидный прогресс. Но Америка явно не откажется от попыток извлечь максимальную выгоду за счёт интересов России. И попытается это сделать как на встрече в Стамбуле, так и в ходе всех последующих переговоров.

Безусловно, за три года проведения СВО Россия существенно изменилась, в том числе в оценке геополитической обстановки и выборе тех средств, которые позволят защитить наши национальные интересы и безопасность. А вот какие именно уроки извлекла наша страна из прошлого раунда дипломатической схватки на берегах Боспора, узнаем совсем скоро. Кое-что, не исключено, уже по итогам сегодняшней встречи.

И — да, не стоит здесь сбрасывать со счетов третью карту, которая называется "Турция". То есть тень хитрого Реджепа Тайипа Эрдогана, который точно не намерен упустить свою выгоду. Другой вопрос, в чём она заключается.