Трамп сейчас, наверное, начал понимать, зачем Байден здоровался с привидениями. Дедушка, конечно, был очень не в себе, но хитрый, опытный политик Байден отлично понимал, что иногда надо выглядеть дураком – просто, чтобы не приставали с глупостями. И Трампу, похоже, это искусство потребуется не чтобы отдохнуть, а из соображений сугубо политических
Многие в России, вероятно, были обескуражены информацией о пересмотре соглашения о полезных ископаемых в духе требований Киева и заявлений Трампа после встречи с британским премьером, явно выглядящим как ретирада. Однако на самом деле ничего удивительного в этом нет.
Положение Владимира Зеленского, который, как какой-то "президент мира", не боится ставить ультиматумы Западу, выглядит, конечно, абсурдным, совершенно не соответствующим ни масштабности фигуры, и ресурсам стоящей за ним страны. Но именно эта абсурдность показывает, что ничего случайного тут нет – любого другого политика третьего мира давно бы уже поставили на место (как Трамп поставил на место Макрона – главу ядерной державы).
То есть определённый элемент случайности тут, конечно, был – никто не ожидал в начале СВО, что Украина окажется способной к сопротивлению, и ещё меньше людей могли предположить, что сопротивление это возглавит "клоун" Зеленский.
А вот дальше случайности кончились.
Я далёк от того, чтобы искать следы деятельности рептилоидов или иного тайного мирового правительства. Хотя без него не обошлось, конечно – заметьте, что Трамп отшил Макрона, но вынужден был с почётом принять обладающего несравнимо меньшим политическим весом Стармера. Почему? Потому что за Страмером стоят не т.н. "избиратели", а британская королевская семья (вы всё еще думаете, что она обладает только номинальной властью?) и международный финансовый центр лондонского Сити.
И именно серый Стармер заставил Трампа признать, что Зеленский никакой не диктатор, а США будут бороться за восстановление территориальной целостности Украины (каковую борьбу даже прошлая администрация сочла бесперспективной). Согласиться на внесение в соглашение о полезных ископаемых норму о гарантиях безопасности его вынудили ещё раньше – понятно, не в той форме, которую требовал Зеленский, но тут важен не урожай, а послушание. Хватит и декларации, пусть даже сопровождающейся дежурными всхлипами относительно того, что США не могут бесконечно финансировать бесперспективную войну.
Дело, повторюсь, не в каком-то всемирном заговоре в поддержку Зеленского, а в том, что в советских учебниках называлось "обострением межимпериалистических противоречий".
Главным образом, дело, конечно, в тупике западной модели экономики, которая требует открытия новых рынков, объем которых конечен. Впрочем, открытие рынков, как показал опыт, может только отсрочить кризис – нынешняя система вообще так долго продержалась только за счёт краха "мировой системы социализма". Также полумерой является гонка кредитования, которая съедает тот же самый рынок, только в будущем.
Кстати, Европа тут выступает в качестве потенциальных жертв дерибана наряду с Россией и Китаем (Великобритания вышла из ЕС вовсе не потому, что народ захотел свободы). Поддерживая сейчас Зеленского, она борется за свою субъектность.
Так что нанесение поражений России и Китаю на самом деле не является основным содержанием кризиса. Основное содержание – смена экономической модели на такую, которая не будет подвержена кризисам дефицитов рынков.
Как эта модель будет выглядеть, думается, сейчас никто не знает. Скорее всего, она будет складываться стихийно, в рамках естественной самоорганизации. Но самоорганизация эта включает разрушение всей или почти всей действующей системы управления и международных экономических связей, что удобнее всего делать в условиях войны.
Понятно, никто большой войны не хочет, поскольку результатом её будет слишком радикальное упрощение мировой экономики (хотя механизмам рыночной самоорганизации, в общем-то, всё равно – они навыками мышления не обладают), но вот российско-украинский конфликт точно никто останавливать не будет.
Трамп в данном случае попытался грести против течения мировой истории, и его естественным образом "сносит течением".
Нам в этой ситуации надо понимать, что…
1. Кризис находится отнюдь не на финишной прямой. Он в лучшем случае в разгаре. Трампу удалось его пригасить, но это, скорее всего, ненадолго. Точно так же неэффективны окажутся любые дипломатические решения – дело не в дипломатии.
2. Победа над Украиной важна в основном в символическом плане – как победа над олицетворением старого мира. Но вообще есть задачи более важные, которые военными методами не решаются.
3. Главные изменения будут происходить в экономике и социальной структуре общества. Предсказать, что и как будет меняться, мы не можем, но рискнём высказать предположение, что в осуществлении этих изменений какую-то роль сыграет пресловутый "правый поворот" в политике.
О возможных очертаниях посткризисного мира читайте в статьеРостислава Ищенко "Мир, к которому мы стремимся"