Трамп и Маск: границы возможностей

«Америка сбросила атомные бомбы на Японию, бомбила Корею, жгла напалмом Вьетнам, поучаствовала в развале СССР, бомбила Югославию, вторглась и разрушила Ирак и Сирию, слила Украину, и вдруг полюбила Россию?»

Из интернета

Трамп и Маск: границы возможностей

Фото: Alex Brandon / AP / TASS

Президент США Дональд Трамп, возможно, является психически не совсем вменяемым человеком. Он говорит и действует, как президент земного шара, и примерно также действуют представители его администрации.

Фактически Дональд Трамп отказывает в субьектности всем странам, кроме Китая и России, и, возможно, именно по этому он так обхаживает Россию, собираясь сделать ее союзником в противостоянии с Китаем.

В реальной политике, в реальных политических действиях и в политических заявлениях президент США Дональд Трамп и лицо со странной должностью, но фактически контролёра всей деятельности администрации Белого Дома и всех федеральных министерств и ведомств – Илон Маск, продолжают удивлять и смешить весь мир. Они уже сделали много громких заявлений – Трамп – по внешней политике, Маск – по внутренней, которых не смогли выполнить. Трамп с момента своей инаугурации уже успел высказать претензии и требования к большому количеству стран и региональных союзов, Маск начал с разгрома американской «мягкой силы» – американского агентства по международному развитию (USAID*), но уже получил отказ в некоторых действиях и от американской судебной системы, и от американских силовых министерств, запретившим своим сотрудникам отвечать на письма Илона Маска и отчитываться ему и его организации в своих действиях. Маск уже отчитался о первых успехах по сокращению бюджетных расходов США на десятки миллионов долларов, но текущий дефицит бюджета США составляет величину около двух триллионов долларов, и есть еще первоочередные дополнительные расходы, которые нуждаются в срочном финансировании.

Так, разрушающаяся инфраструктура США (железные дороги в первую очередь) требует суммарного финансирования свыше 2-х триллионов долларов, для переноса / восстановления производств в США также требуются огромные инвестиции и так далее.

Антиимиграционная кампания в США продолжалась целых 10 дней после инаугурации Дональда Трампа, из примерного общего количества 10 миллионов незаконных мигрантов, находящихся в США, было выслано несколько тысяч человек, и на этом все почти закончилось. Только на окончание строительство пограничной стены на юге США нужно ещё дополнительно 300 миллиардов долларов, которые не были запланированы в предыдущем государственном бюджете США.

До сих пор не выполнены обещания новой американской администрации за один день рассекретить документы по громким убийствам, в том числе по убийствам Джона и Роберта Кеннеди. Возможно, это не делается потому, что в организации убийств могли быть замешаны тогдашние ведущие деятели Республиканской партии США. До сих пор не рассекречен «список Эпштейна», возможно, потому, что там могут быть близкие Трампу и Маску люди. Только сейчас, через месяц после инаугурации Дональда Трампа, начали появляться в открытом доступе первые файлы, возможно, отредактированные.

Действия Трампа и Маска во многих сферах напоминают плохо подготовленную кавалерийскую атаку, разведку боем, попытку победить наскоком, и когда это не получается, Трамп с Маском просто отступают и больше эту тему не поднимают. Ушла тема Панамского канала, забыта Гренландия. Пока ещё остаются темы Канады и Европы, на них продолжается давление. Скандал с Зеленским, возможно, закрыл для руководства США тему Украины.

Почему так происходит? Дело в том, что в действиях любых политиков и любых руководителей стран, партий, организаций и так далее всегда есть границы их возможностей, естественные ограничения реальных действий политиков и руководителей, зачастую связанные с последствиями этих действий и реакциями на эти действия.

США – колосс на глиняных ногах. Соединённые Штаты Америки производят «воздух». Структура ВВП США – 78% – сфера услуг (в основном, финансовые – банковские и страховые услуги), 21% – промышленность, 1% – сельское хозяйство с его генномодифицированными продуктами, птичьим гриппом и с добавками белков насекомых. Практически 4/5 ВВП США – это непроизводственная сфера. Именно поэтому товарный импорт в США превосходит экспорт, именно поэтому Соединённые Штаты Америки покупают больше, чем продают – им, фактически, нечего продавать за рубеж. Торговый баланс США дефицитен с 1976 года, в 2023 году дефицит составлял 773 миллиарда долларов, сумма дефицита в торговле с Мексикой и Канадой в том же 2023-м году составила величину около 210 миллиардов долларов.

Реальное производство в США не охватывается все сферы экономики и все сферы промышленности. По некоторым товарам – и не только сырьевым, Соединённые Штаты Америки критично зависят от внешних поставок, как пример – микропроцессорные чипы, значительная часть мирового производства которых находится в Тайване. США импортируют критически важные для своей оборонной промышленности металлы и другие материалы, значительная часть поставок которых до сих пор осуществляется из России, которая своими руками способствует созданию в Соединённых Штатах образцов оружия, из которых убивают российских солдат на Украине. Если бы Россия в качестве ответных санкций против США запретила бы поставки таких стратегических материалов, как уран, титан, никель, алюминий, редкоземельные металлы, таких стратегических товаров, как ракетные двигатели, это могло бы нанести серьёзный урон американской экономике и американской военной промышленности, но, к сожалению, этого до сих пор не произошло. Наоборот, американская военная промышленность в последние годы увеличивает производство всех видов вооружений и боеприпасов, и, соответственно, потребление всех видов сырья, необходимого для производства этих вооружений и боеприпасов.

Возможности руководства Соединённых Штатов Америки в разных сферах ограничены тяжелейшим бюджетным и финансовым кризисом, охватившим все сферы финансов США – как государственных, так и негосударственных. Бюджет США – это примерно 4,9 триллиона долларов доходов и 6,7 триллиона долларов расходов при дефиците бюджета 1,8 триллиона долларов (исполнение бюджета 2024 года) и при государственном долге уже около 40 триллионов долларов. При этом в 2024 году ВВП США составлял величину примерно 29,0 триллионов долларов, напоминаю, что в ней реального производства примерно 20%, то есть в реальном исчислении ВВП США составлял величину около 6 триллионов долларов, доходы с которой должны обслуживать государственный бюджет примерно такой величины, в том числе текущие расходы по обслуживанию государственного долга США, которые сейчас уже составляют величину около 1 триллиона долларов в год с ростом в течение примерно 8 лет до величины 2 триллионов долларов в год. Вот реальная картина плачевного состояния государственных финансов США.

В негосударственном финансовом секторе США также наблюдается картина скрытого кризиса и скрытого дефолта. В 2023 году в США обанкротилось несколько крупных банков, активы одного из них были на уровне 200 миллиардов долларов, многие другие банки до сих пор находятся в зоне риска. Суммарная задолженность американцев коммерческим банкам составляет величину около 1 триллиона долларов, около 8% из этой задолженности (80 миллиардов долларов) – просроченные долги.

Последние годы США балансируют на грани рецессии (спада) экономики, в 2025 году прогнозируется небольшой рост уровня безработицы. Возможности рыночного регулирования правительством США всех этих параметров довольно ограничены, и эти ограничения во многом связаны с огромным дефицитом государственного бюджета США, основные расходные статьи которого составляют социальные выплаты, выплаты на медицинское страхование, оборонные расходы и расходы по обслуживанию государственного долга. Расходы по обслуживанию государственного долга сократить за короткое время невозможно, наоборот, по мере погашения выпущенных ранее беспроцентных 30-тилетних облигаций и замене их на новые 4,5 – 5-ти процентные уровень этих расходов будет неизбежно повышаться. Социальные и медицинские выплаты трогать нельзя из-за возможных социальных последствий, поэтому сокращение государственных расходов США возможно только в иных менее значимых сферах и в сфере военных расходов. Основные составляющие военных расходов США – денежное довольствие солдат и офицеров, расходы по размещению вооружённых сил за рубежом и закупки новых вооружений и боеприпасов, а также расходы на разработку новых видов вооружений. Из этих основных направлений расходования средств на военные нужды сокращение может быть произведено в сфере сокращения военных расходов за рубежом путём сокращения и закрытия многочисленных американских военных баз, расположенных по всему миру, а также в сфере закупок вооружений и боеприпасов. Сокращение американских военных баз за рубежом означает неизбежное сокращение американского влияния в тех регионах, откуда будут выводиться эти базы, что означает также политический риск частичной утраты американской гегемонии в мире, сокращение военных расходов на закупку вооружений и боеприпасов может означать остановку и закрытие некоторых дорогостоящих программ новых вооружений, что при общей тенденции к резкому старению и выбытию огромного количества вооружений, произведённых в более ранних годах, будет означать общее сокращение боевых единиц военной техники в различных родах войск. Запланированное политическим руководством США 8-ми процентное годовое сокращение военного бюджета уже стало крайне болезненным для американской армии.

Все вышеприведённые факты и соображения говорят о том, что возможности нынешнего руководства США крайне ограничены, Соединённые Штаты Америки не могут позволить себе новую большую войну, подобно войне в Афганистане, или постоянные расходы на войну на Украине в размерах 40 – 50 – 60 миллиардов долларов США ежегодно. Более того, сокращения военного бюджета ведут к автоматическому сокращению военных возможностей Соединённых Штатов Америки, а значит, и к сокращению возможностей для силовых политических возможностей. Скорее всего, именно поэтому политические деятели США постоянно напоминают о нежелательности Третьей мировой войны – технически стратегические и ядерные силы США находятся в довольно плачевном состоянии, а на их модернизацию требуются огромные новые бюджетные военные расходы.

Поэтому любые декларации руководителей Соединённых Штатов Америки – Дональда Трампа, Ди Джей Вэнса, Илона Маска, Марка Рубио и так далее – следует рассматривать исходя из того, что любые новые угрозы, которые могут исходить от США, просто не смогут быть реализованы, и поэтому России и её союзникам, возможно, вообще не стоит на них реагировать – как на угрозы, так и на посулы и зазывания. Более того, нельзя верить никаким их высказываниям – Дональд Трамп позавчера называет Владимира Зеленского диктатором, вчера заявляет, что он его так не называл, сегодня вновь говорит о этом человеке с добавлением различных отрицательных эпитетов.

У Соединённых Штатов Америки нет друзей, да и быть другом США иногда опаснее, чем быть её врагом. России просто нужно продолжать войну на Украине, закончить эту войну капитуляцией остатков Украины на границе с Польшей и не реагировать на американские зазывания и посулы. У России есть только два союзника – её армия и её флот, и именно они должны решить исход войны на Украине, а не США и ничтожные европейские политики.

*деятельность организации запрещена в РФ

Михаил Ошеров

Бухарест и Кишинёв в планах врагов Трампа