Почему участник миротворческой миссии ООН против их размещения на Украине?
- Люблю кровавую резню по утрам.
- А ты точно миротворец?
Этот диалог из фильма «Отряд самоубийц: миссия на вылет» в последнее время вспоминается всё чаще. Причём именно диалог, а не сам фильм. Ведь после того как Дональд Трамп начал активную деятельность по прекращению войны на Украине, в Европе возникла идея использовать миротворцев в качестве гарантий безопасности для киевского режима. Инициатором её выступил президент Франции Эмманюэль Макрон. Его активно поддержал британский премьер Кир Стармер.
Выступая по французскому телевидению, президент Франции обратился к нации и объявил, что для гарантий мира на Украине, возможно, понадобится «развёртывание европейских сил». По его словам, они «не отправятся воевать сегодня… на линию фронта, но они окажутся там, как только будет подписан мир, чтобы гарантировать его полное соблюдение».
Вот только каких «миротворцев» собирается посылать Макрон на Украину?
Призраки величия
В настоящее время европейских объединённых военных сил не существует. Относительно создания какой-то отдельной европейской армии также можно забыть. В этом направлении усердно поработали англосаксы лично со многими европейскими лидерами, потому что перспектива сближения НАТО и Евросоюза очень выгодна Великобритании как стране, вышедшей из этого союза, но стремящейся доминировать во всех европейских делах. Для этого и существует блок НАТО.
Таким образом, участвовать в «миротворческой миссии» смогут только войска НАТО. Однако они не располагают соответствующими силами, которые в отличие от штатных армейских подразделений комплектуются в зависимости от выполнения предстоящих миротворческих задач и без использования тяжёлого вооружения. С другой стороны, после окончания холодной войны, роспуска Организации Варшавского договора в 1991 г. и снижения вероятности возникновения крупномасштабной войны в Европе и мире появилась новая стратегическая концепция НАТО (1991), предусматривающая создание «многонациональных сил» для проведения военных операций альянса (в том числе совместно с государствами, не входящими в него) под эгидой Организации Объединённых Наций.

Но, поскольку, согласно всем международным нормам, для применения войск НАТО в различных точках земного шара требуется резолюция Совета Безопасности ООН, а для использования их в Европе - разрешение от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), в НАТО с 1999 года был взят курс на дальнейшую адаптацию альянса к изменившейся военно-политической обстановке в мире.
По праву сильного
Первое применение военной силы против иностранного государства блок НАТО осуществил 1 марта 1994 года в Боснии. Операция получила название «Намеренная сила». Это была первая крупномасштабная военная операция в истории НАТО. Её особенность заключалась в том, что самолёты ВВС Германии, сбрасывая бомбы, также наносили по сербам особый психоисторический удар, напоминая им о бомбардировках сербских позиций немецкими лётчиками в годы Второй мировой войны. Характерной чертой стало тогда широкое использование высокоточных авиационных боеприпасов, потому что две трети всех сброшенных бомб имели лазерное наведение.
Целью операции войск НАТО в Балканской войне была Армия Республики Сербской, присутствие которой в Боснии якобы представляло опасность для зон, где размещались миротворческие силы ООН. В конечном итоге, операция помогла достичь Дейтонских соглашений. Но никакого разрешения от ООН на использование натовских войск получено всё-таки не было.
Эта акция устрашения показала всему миру, что США и НАТО не намерены впредь следовать нормам международного права. Вместо резолюции СБ ООН американцы использовали «Меморандум о взаимопонимании между главнокомандующим Объединёнными силами НАТО в южной зоне Европы и командующим силами ООН по охране в бывшей Югославии». Интересно, что два постоянных члена Совбеза - Россия и Китай - даже не были ознакомлены с содержанием этого документа.
Последовавшие в дальнейшем по всему миру военные действия войск НАТО продолжаются по сей день. Только теперь они классифицируются на Операции по сдерживанию и обороне и Операции кризисного регулирования и реагирования на кризис.
Начиная с момента своего появления, альянс, с целью защиты Европы от «красной угрозы», ориентировался на противодействие СССР и членам образовавшейся в 1955 году Организации Варшавского договора. В настоящее время НАТО вернулось к реализации своей основополагающей важнейшей цели - защите свободы и безопасности всех своих членов. Однако теперь речь идёт не о защите от коммунистической угрозы, а о противодействии «любой агрессии» со стороны России.

Руководство Российской Федерации неоднократно и категорически выступало против принятия перемирия в предлагаемом Евросоюзом формате и размещения европейского миротворческого контингента на Украине, подчёркивая, что такой подход может лишь усугубить конфликт. Кроме того, такие предложения выдвигаются без согласования с Россией, что является серьёзным нарушением всех международных законов и норм.
Что делать?
Чтобы объяснить порядок действия миротворческих сил ООН, постараюсь осветить на этот вопрос с позиции человека, который прослужил в четырёх миссиях. Прежде всего необходимо понимать, что для осуществления своих решений об устранении угрозы миру или любого его нарушения Совет Безопасности на основе Устава ООН вправе применять вооружённые силы. Речь идёт, в том числе, и о военном принуждении. Так, если меры экономического и политического характера окажутся или оказались недостаточными, оно может выражаться в участии миротворческих подразделений в силовом разделении воюющих сторон. Однако одним из ключевых условий для ввода миротворческих сил ООН является согласие всех сторон, вовлечённых в конфликт, на их использование. Если такое согласие достигнуто, то в рамках ООН начинается процесс определения мандата предстоящей операции. В этом документе законодательно закрепляются цели и задачи, которые будут выполнять миротворцы, а также чётко определяется характер будущей операции. Например: миротворческая операция по установлению (содействию) мира, по поддержанию мира, по принуждению к миру, по восстановлению мира и т.д.
И хотя мандат в целом принимается Советом Безопасности ООН, его детали и нюансы вырабатывает Департамент операций по поддержанию мира (ДОПМ). Этот Департамент обеспечивает во всём мире политическое и директивное руководство операциями ООН по поддержанию мира и осуществляет контакты с Советом Безопасности, странами, предоставляющими войска, и сторонами конфликта в контексте выполнения мандатов Совета Безопасности. ДОПМ проводит работу в целях обеспечения согласованности усилий ООН, правительственных и неправительственных субъектов при проведении миротворческих операций.
Правда, следует признать, что за 70 лет своего существования система ООН заметно устарела и в настоящее время требует серьёзного реформирования, о чём постоянно говорят руководители многих стран. Главным образом, это касается кадрового комплектования всей системы ООН.
Одна из острых проблем ООН - почти абсолютное преобладание в высшем и среднем звене управления Организации граждан англосаксонского мира, точнее - представителей единой политической элиты Великобритании и США, а также стран Соединённого Королевства (бывшей Британской империи), таких как Канада, Австралия, Новая Зеландия, населённых преимущественно потомками выходцев из Британии, которые всегда находились и находятся в геополитическом противостоянии с Россией. Из этого следует, что у России инструментов влияния на принятие справедливых и беспристрастных решений внутри самой Организации просто нет.

Как тут не вспомнить опыт прошлого, когда более тридцати лет назад на территории бывшей Югославии шла кровопролитная война между сербами, хорватами и мусульманами. Особенно кровавой она была в Боснии и Хорватии, на территории самопровозглашённой Республики Сербская Краина (РСК). Тогда для прекращения межэтнических и межконфессиональных конфликтов Резолюцией СБ ООН №743 от 21 февраля 1992 года была учреждена миссия UNPROFOR (Силы ООН по охране - СООНО).
Без принципов
Первоначальной задачей миссии был контроль за перемирием между враждующими сторонами в Хорватии и Боснии. Затем решением СБ ООН, принятом 31 марта 1995 года, операция СООНО была реорганизована в три самостоятельные, но взаимосвязанные миротворческие миссии. Одна из них стала называться Операция ООН по восстановлению доверия в Хорватии (УНКРО) (англ. United Nations Confidence Restoration Operation in Croatia - UNCRO). Однако политические круги Хорватии не желали следовать рекомендациям ООН по урегулированию конфликта и установлению доверия между сербами и хорватами. Они решили пойти по пути ликвидации РСК.
В новой миссии ООН хорватскими войсками под руководством американских советников и инструкторов были проведены две военные наступательные операции - «Блесак» («Молния») и «Олуйя» («Буря»). В результате этих операций в самопровозглашённой Республике Сербской Краине сначала пала Западная Славония (май 1995), затем подверглась окончательному уничтожению оставшаяся часть РСК (август 1995). Операции привели к исходу из непризнанной республики большинства сербского населения и массовым жертвам среди местных жителей.
В то время я служил в миротворческих силах ООН от Украины, в составе УНПРОФОРа (СООНО). Мне довелось стать свидетелем того, как в ходе операции «Молния» была полностью уничтожена Западная Славония.
Операция началась на рассвете 1 мая 1995 года нанесением хорватскими войсками авиационных и артиллерийских ударов, прежде всего по площадкам скопления тяжёлой техники Вооружённых сил РСК. В это время во всём мире отмечали День международной солидарности трудящихся, который празднуется в 142 странах. Мировая общественность была далека от понимания той трагедии, что развернулась в центре Европы. В течение 1-3 мая 1995 года хорватская армия, преодолев оборону сербов, заняла Западную Славонию и ликвидировала эксклав.
До 5 мая хорватские власти не позволяли представителям международных и гуманитарных организаций посещать главные города эксклава Окучани и Пакрац, а также другие места боёв. Даже Специальному представителю генсека ООН Ясуши Акаши, намеревавшемуся прибыть в Дарувар для организации эвакуации сербских беженцев, въезд был запрещён. В период запрета все последствия боёв в Западной Славонии были ликвидированы. Когда международным специалистам наконец-то позволили посетить зону хорватской операции, они увидели лишь небольшие разрушения домов в сербских сёлах. Жертв атак среди местного населения они не обнаружили.

Российская Федерация тогда настояла на срочном проведении заседания Совета Безопасности ООН. Члены СБ были оповещены о событиях в Западной Славонии, но резолюция так и не была подготовлена, хотя Совбез и выслушал сообщения, в которых осуждались военные действия, приведшие к человеческим жертвам и изгнанию сербского населения. Только 17 мая последовала невнятная реакция мирового сообщества. Совет Безопасности ООН принял резолюцию №994, которая призывала обе стороны к сотрудничеству с миротворческими силами и отводу войск от линии разделения.
Каковы же были действия миротворцев в данной ситуации? Во время нападения хорватских вооружённых сил на Западную Славонию три миротворческих батальона, размещённые на территории этого региона, - Третий Иорданский, Непальский и Аргентинский - практически не оказывали сопротивления хорватским войскам в ходе их продвижения на эксклав.
После операции правительство Сербской Краины создало специальную комиссию, которая должна была установить ответственных за потерю Западной Славонии. Однако её выводы остались неизвестными для широкой мировой общественности. Краинские сербы также обвинили миротворцев миссии УНПРОФОР в содействии хорватской стороне.
Так, по утверждениям представителей краинского правительства, иорданский батальон передал хорватам часть своего вооружения, а аргентинский - открыто сотрудничал с хорватскими подразделениями. Корректными были названы только действия непальского батальона.
Необходимо иметь в виду, что руководство и личный состав всех миротворческих батальонов всегда выполняет указания политического руководства своей страны и действует в соответствии с национальными интересами своих государств, которые так или иначе имеют прямой или опосредованный государственный интерес в зонах конфликтов. Поэтому декларируемый документами ООН принцип беспристрастности в реальности никем не соблюдается.
На территориях, которые находятся под контролем миротворцев, наблюдается политика двойных стандартов. Это проявляется на всех уровнях взаимодействия между международными контингентами и местным населением. Так, российские миротворцы всегда благосклонно относились к сербам, миротворцы мусульманских стран - к мусульманам, англосаксы симпатизировали хорватам и мусульманам, но недолюбливали сербов. Эти отношения действуют повсеместно и в настоящее время, во всех операциях ООН, не говоря уже о войсках НАТО.

Им нужно перемирие, нам нужен мир
Поэтому предложение Европейского союза о введении миротворческих сил на территорию Украины является неприемлемым для России. И если для киевского бандеровского режима западное миротворчество будет являться панацеей от всех существующих проблем в конфликте с Россией, то для нашей страны это будет означать полное невыполнение запланированных задач по демилитаризации и денацификации Украины, замораживание боевых действий с последующим обязательным возобновлением конфликта в обозримом будущем с совершенно непредсказуемыми последствиями для России.
Нам следует понимать и всегда помнить о том, что само по себе введение любых миротворческих войск на Украину никогда не будет соответствовать интересам России.
Наша страна является экзистенциальным врагом Запада, который не собирается устанавливать справедливый и честный мир. И как бы заманчиво ни звучали предложения со стороны Запада об урегулировании конфликта на Украине, западное миротворчество никогда не будет беспристрастным по отношению к нашей стране. Киевской власти и Западу нужно перемирие, нам нужен мир!