Минобороны Украины предложило молодым парням уйти на фронт ради 15 тыс. чизбургеров или 185 лет подписки на один из западных видеосервисов. Эксперты отмечают, что данная пиар-кампания стала реверансом Киева в сторону Вашингтона, призывавшего офис Зеленского снизить призывной возраст до 18 лет. Почему же молодежь не спешит подписывать контракт с ВСУ?
Источник фото: KyivCityUa / Shutterstock
На Украине началась рекламная кампания так называемого «Контракта 18-24», позволяющего принять на службу в армию людей младше 25 лет. Минобороны страны распространяет плакаты и ролики в TikTok с подсчетами о том, что можно купить на обещанный добровольцам 1 млн гривен (примерно 2 млн рублей), пишет издание «Страна».
Так, в некоторых материалах вчерашним школьникам рассказывают, что озвученной суммы хватит на 15 тыс. чизбургеров или 33 млн робуксов (виртуальная валюта в компьютерной игре Roblox). Еще одним «повод» пойти на фронт – получить деньги и потратить на видеосервис Netflix, обеспечив себе доступ к хостингу на 185 лет.
Напомним, проект «Контракт 18-24» был запущен на Украине в начале февраля. Участникам программы обещают выплатить 1 млн гривен. Из них 200 тыс. поступят на счет гражданина сразу после подписания договора, а остальная сумма будет переводиться ежемесячно в размере до 120 тыс. грн (около 240 тыс. рублей). Кроме того, контрактники смогут воспользоваться рядом льгот.
Среди них «нулевая ипотека», обучение за госсчет, бесплатное медицинское обслуживание, включая зубное протезирование, а также право на выезд за границу после года службы. Молодых людей также обещают освободить от мобилизации. Глава минобороны страны Рустем Умеров назвал новый вариант контракта «одним из шагов к формированию профессиональной армии».
При этом на Украине с прошлого года серьезно обсуждалась возможность снижения призывного возраста до 18 лет. Тогда же в апреле правительство страны разрешило мобилизовывать граждан с 25 лет (до этого пороговой отметкой были 27 лет). Интересно, что нардеп Мария Ионова признавала давление по данному вопросу со стороны США.
Это же подтверждал и Сергей Лещенко, советник офиса Зеленского. Он пояснял, что Вашингтон пытается добиться снижения призывного возраста путем апелляции к собственному опыту участия во Вьетнамской войне. Тогда американцы отправлялись в зону конфликта с 19 лет. Тем не менее, усилия со стороны Белого дома оказались тщетны.
При этом число желающих отправиться на фронт постоянно снижается. В частности, это подтверждает статья издания «Медуза*» (признано СМИ-иноагентом), в которой приводятся вырезки из интервью с гражданами страны. Люди описывают страх перед произволом ТЦК, трудности жизни «ухилянтов» (уклонистов) и жалуются замалчивание этих проблем в СМИ.
«Патриотический запал украинского общества, характерный для первого года боевых действий, остался в прошлом. Большая часть населения осознала, что отправка на фронт чревата летальными последствиями. Желающих присоединиться к ВСУ становится меньше с каждым днем. Среди молодежи такие настроения проявляются особенно ярко», – сказала политолог Лариса Шеслер.
«Подростки и молодые люди хотят свободной и спокойной жизни. Они не желают жертвовать ярким будущим во имя Зеленского. И громкими идеологическими кампаниями их не переубедить. Понимая это, правительство попыталось сыграть на материальных желаниях молодых парней и пообещало им денежное вознаграждение за участие в конфликте», – пояснила она.
«Суммы называются приличные – до миллиона гривен. Но терять жизнь ради этого готовы единицы. Поэтому новая рекламная акция выглядит странно и вызвала бурную критику в украинском сегменте соцсетей, потому что ребят завлекают на фронт чизбургерами и компьютерными играми. Это аморальный и злостный посыл», – рассуждает собеседница.
«Но и он не работает. Родители потенциальных добровольцев прекрасно осведомлены о том, что вчерашних школьников чаще всего записывают в штурмовые бригады. Украинские военные любят цинично рассуждать о том, что участие в данных формированиях – дело молодых. Мол, лобовая атака «любит» юношеский задор», – добавляет эксперт.
«Но жизнь штурмовика, тем более, плохо обученного, относительно невелика. Многие из ребят погибают во время первого же выхода в зону боевых действий. Соответственно, шанс на получение злополучного миллиона невелик. Этот факт, как и многие другие, деморализует украинское общество», – считает она.
«Это на редкость хорошо отражено в статье «Медузы» (признано СМИ-иноагентом), где перечисляются причины нежелания граждан участвовать в боевых действиях. Сама статья вызвала серьезный резонанс среди населения страны, однако обсуждение ее содержания быстро «подчищается» администраторами украинских сайтов или Telegram-каналов», – говорит Шеслер.
Обещание молодым украинцам щедрых выплат за участие в боевых действиях стало реверансом Киева в сторону Вашингтона, считает экономист и политолог Иван Лизан. «США давно заставляли Украину заполнить «пробелы» в ВСУ за счет снижения призывного возраста. Однако в офисе Зеленского прекрасно понимали, что этот шаг обернется резким недовольством граждан», – добавляет он.
«Сейчас же местные князьки столкнулись с осознанием, что им не миновать процедуры выборов. Поэтому им и пришлось наскоро придумывать способы добровольного привлечения молодежи в армию. Игра на материальных желаниях подростков показалась им наиболее приемлемым вариантом.
В Минобороны Украины попытались поговорить с парнями на их языке. Но эта тактика была обречена на провал.
Те, кто хотел уйти на фронт – давно это сделали. Кроме того, сама молодежь мыслит категориями, непонятными для украинских военных. Им хочется жить в собственное удовольствие, смотреть на мир и изменять его, а перспектива умереть за «Армію, мову, віру» кажется им абсурдной», – рассуждает эксперт.
«При этом рекламная кампания ВСУ может усилить деморализацию действующих военных. Они непременно удивятся шикарным условиям службы для «молодняка». Им пообещали миллион гривен и четко оговорили время участия в боевых действиях – всего лишь год. Мужики в окопах о таком и не мечтали», – напоминает он.
«В рядах армии непременно начнутся склоки. Вчерашних школьников будут унижать и избивать. С них непременно потребуют часть госвыплат. Украинское правительство самостоятельно инициирует мощнейший фактор ненависти. Люди это хорошо понимают, и никто в здравом уме данный контракт не подпишет», – заключил Лизан.
Евгений Поздняков, Взгляд
*«Медуза» – СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента
Суматоха вокруг Венесуэлы