Разведсообщество США полагает, что кризис на Украине ускорил сближение между Ираном, Китаем, КНДР и Россией, а расширение сотрудничества между этими странами стало необратимым процессом. Об этом говорится в опубликованном докладе аппарата директора Национальной разведки США об угрозах для страны. И отмечается, что даже устранение «фактора войны на Украине вряд ли вернет эти двусторонние отношения в довоенное исходное состояние 2021 года».
Источник фото: YouTube
С этим выводом нельзя не согласиться. Однако очень похоже, что здесь американская разведка сознательно допустила «оговорку по Фрейду». Практически открыто сказано, что война на Украине не повлияет на дальнейшее упрочение отношений России с ее стратегическими партнерами. Можно предположить, что именно с целью разрушить эти отношения как главной угрозы для США и затевались военные действия против России. Еще в конце ноября 2024 г., вступая в должность, глава Евросовета Антониу Кошта заявил, что (будущий) президент США Дональд Трамп видит опасность в сотрудничестве России с Китаем, Ираном и КНДР — не в войне на Украине и не в победе России. Об этом же говорили и опрошенные американским изданием The Hill эксперты. По их мнению, Трамп постарается разорвать связи между этими странами и будет «сочетать воинственные угрозы и дружеские отношения» (кнут и пряник!).
Углубление связей между Россией, Ираном, Китаем и КНДР вызывает тревогу в США, сообщало тогда же Bloomberg. Как писало агентство, скорость и интенсивность наращивания взаимодействия между этими странами, несмотря на жесткие санкции Запада, серьезно беспокоит Вашингтон, так как оно направлено на то, чтобы бросить вызов американскому доминированию на мировой арене. Тем не менее в очередном докладе разведслужб США, представленном сейчас Конгрессу, прямо говорится, что главной угрозой для США стал Китай. Причем наибольший риск прямого конфликта связан с Тайванем. Китай, подчеркивается в документе, постепенно, хотя и с некоторыми трудностями, приближается к тому моменту, когда он сумеет захватить остров. Директор Национальной разведки США Тулси Габбард подчеркнула, что «китайские военные создают самые современные виды вооружений, включая гиперзвуковое оружие, самолеты на основе технологии stealth, подводные лодки нового образца, средства войны в киберпространстве и космосе, расширяют производство ядерного оружия».
Василий Кашин, старший научный сотрудник Высшей школы экономики, отметил: «Неоспоримый факт состоит в том, что военные силы и политическое влияние Китая выросли. Китай также быстро наращивает ядерные вооружения. Но это не означает, что Китай станет инициатором ухудшения отношений с США». По словам эксперта, реально каждый новый шаг к обострению всегда делали США. И они же опасаются, что Китай оттеснит Америку с поста «мирового лидера». Вашингтон обеспокоен китайско-российскими отношениями еще со времени президентства Барака Обамы. А Трамп склонен уделять этому еще большее внимание. Его курс по Украине «частично продиктован тем, что он хочет помешать чрезмерному сближению России и Китая».
Естественно, тот факт, что Китай, Иран и КНДР формируют вместе с РФ новый геополитический полюс, не нравится гегемону. Но Запад привычно переворачивает все с головы на ноги. По мнению (теперь бывшего) генсека НАТО Столтенберга, Китай, Россия, Иран и Северная Корея больше объединяются, чтобы вместе обходить санкции западных стран. Таким образом, РФ вместе со своими союзниками стремится подорвать мировую финансовую систему, основанную на американском долларе, а вместе с ней и «ослабить нас» (НАТО). Столтенберг подчеркнул, что «в эти опасные времена мы должны вместе противостоять любому режиму», который стремится добиться ослабления Североатлантического альянса и его членов. В ответ официальный представитель Министерства иностранных дел России Мария Захарова призвала западных политиков не приписывать Москве свои нездоровые фантазии о столкновении со странами, входящими в НАТО.
Хотелось, чтобы этот тезис дошел, наконец, до альянса, но сегодня, вроде известного персонажа из табакерки, выскочил ее нынешний генсек Рютте. Он опять назвал Россию самой серьезной и прямой угрозой НАТО, а также исключил налаживание отношений по завершении конфликта на Украине.
После встречи с руководством Польши в Варшаве генсек был настроен очень воинственно. Он заявил, что в последние месяцы события в мире «развиваются очень быстро», из-за чего многие члены НАТО чувствуют себя «менее защищенными». Рютте добавил, что на Украине продолжаются боевые действия, и у него есть «опасения по поводу того, чем это закончится». А чем?
«Чем бы это ни закончилось, — сказал генсек, — Россия останется самой значительной и прямой угрозой нашей безопасности. Россия наращивает расходы на оборону и перешла к военной экономике. Она быстрыми темпами восстанавливает свои вооруженные силы». По его словам, обеспечение прочного мира на Украине имеет важное значение для европейской безопасности. Но в случае возможного нападения на Польшу или другое государство НАТО Россия столкнется с «сокрушительным ответом», заявил Рютте. И в очередной раз сообщил о готовности задействовать войска альянса «в случае необходимости». А пока все страны НАТО боятся России со товарищи.
По его данным, Россия производит в год 1,5 тыс. танков в год, а в пяти крупнейших странах Европы их всего 750. Инспектор считает, что РФ будет способна к крупномасштабной войне к 2029 г. Об этом якобы уже заявили президент РФ Владимир Путин, первый зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев и патриарх Кирилл. А немецкие разработки, по его словам, будут готовы «гораздо позже». Ну, так сидели бы тихо и, как говорится, не рыпались. Однако покоя не дает реваншистский зуд. По подсчетам инспектора бундесвера Карстена Бройера, нужно 460 тыс. солдат, а у нее есть только 200 тыс., поэтому «нужна мобилизация, в том числе, и женщин».
При этом на недавней конференции по безопасности в Берлине он уточнил, что ждать нападения России необязательно, но «бундесвер должен стать готовым к войне и боевому развертыванию». И для этого требуются всего-то 100 млрд евро. Ясно одно: немцам очень страшно, и за страх надо платить. Что тут скажешь? Можно только посоветовать им запастись памперсами.
Видимо, такой же совет и чехам. Их президент Петр Павел на той же берлинской конференции заявил, что для обеспечения безопасности в Европе необходимо продолжать оказывать поддержку Украине для достижения максимально справедливого мира, чтобы развитие конфликта не привело к достижению РФ всех целей и «к капитуляции жертвы». И поскольку на президентских выборах победил Дональд Трамп, то Павел считает важным сотрудничество не только в рамках ЕС и НАТО, но и с государствами Индо-Тихоокеанского региона — Австралией, Новой Зеландией, Японией и Южной Кореей. В общем, по «доброму» западному обычаю, призывает всем противникам России сбиваться в стадо.
Особняком в этом сборище стран, якобы трясущихся от страха перед Россией, стоит Британия. Над ней, похоже, уже кружатся стаи российских ракет. В исследовании аналитического центра Council on Geostrategy («Совет по геостратегии», Лондон) отмечается, что страна находится под наибольшим риском ракетного удара России со времен окончания холодной войны, пишет The Times.
Издание очень переживает из-за того, что «Россия почти каждую ночь обрушивает на Украину ракетные удары». А Северный флот РФ имеет 800 крылатых ракет, которые могут быть использованы для атаки на Британию.
При этом у России «ограниченный» запас баллистических ракет наземного базирования, которые могут достичь Британии. В то же время «Россия, Китай и Иран инвестируют в гиперзвуковые и баллистические ракетные технологии». «Ключевая военная инфраструктура Великобритании, необходимая для поддержания ее вооруженных сил, в настоящее время слишком уязвима и должна быть первоочередным приоритетом, за которым следует защита зарубежных баз — в том числе на британской территории в Индийском океане (Диего Гарсия) — и развернутых британских войск», — заявил научный сотрудник «Совета по геостратегии» Уильям Фрир. И никто из британских «стратегов» не задастся простым как гвоздь вопросом: а России это надо? Какую военную угрозу представляет для Москвы — тот же Лондон? Можно сказать: мinimum minimorum или на дюйм больше. Но Британия при этом раздувается от собственной значимости в военной стратегии корпоративного Запада. Сегодня, когда она уже давно не правит морями, это очень похоже на басню Крылова про вола и лягушку, которая старалась раздуться до размеров ее «конкурента» да «с натуги лопнула — и околела».
Очевидно, что тон в ряду европаникеров задает Польша. Она вкупе с прибалтийскими лимитрофами намерена создать т. н. линию обороны на границе с Беларусью и Российской Федерацией. Их проект «Восточный щит» уже включен в приоритеты принятого Еврокомиссией плана перевооружения Европы «ReArm Europe», на который предусматривается выделить 800 млрд евро. Премьер-министр Польши Дональд Туск не раз подчеркивал, что безопасность Европы и НАТО во многом зависит от того, насколько безопасной будет граница между Европой и нашим союзным государством. На самом деле, Варшава стремится переложить часть своих расходов (а лучше все) на страны европейского сообщества. Польша планирует разместить минные заграждения на своих восточных границах.
«У нас нет выбора», — заявил заместитель главы министерства национальной обороны страны Павел Бейда. Глупец, выбор есть всегда! Но полякам исторически не дано заглядывать в будущее дальше своего … горизонта — отсюда и многие ее беды.
Пример того, как можно, сохраняя приверженность международным институтам и праву, поддерживать наиболее важные тенденции развития международной политики, среди которых на первом месте находится формирование многополярного мирового устройства, показывают именно Россия и Китай, всеобъемлющего партнерства которых так боится Запад.
Об этом пишет Тимофей Бордачев, программный директор Валдайского клуба. В условиях стресса мировой экономики, пандемии коронавируса и, наконец, военно-политического противоборства России и Запада на Украине Москва и Пекин смогли не только сохранить фактически союзнический характер отношений, но и укрепить его, создать заделы для развития взаимовыгодного сотрудничества в будущем.
Как Россия, так и Китай хотели бы видеть Европу равноправным и ответственным вкладчиком в общую систему безопасности и развития на континенте. Однако сейчас Европа представляет собой политическое и интеллектуальное пепелище, по которому бродят миллионы растерянных обывателей, совершенно потерявших веру в своих государственных деятелей и не имеющих опоры в виде крупных общественных мыслителей. Возможно, что в будущем к власти в Европе начнут приходить более ответственные элиты, и к таким изменениям также нужно быть готовыми. Стратегия США, как мы понимаем, будет направлена на то, чтобы пытаться внести раскол в отношения Китая и России. В то же время Китай и Россия несут общую ответственность за создание в Большой Евразии общего пространства развития и процветания. Объединение китайской и российской стратегии на общем евразийском пространстве — это практическая задача, решение которой повлияет на будущее всех народов огромного региона.
Как сказал в интервью РИА Новости посол России в КНДР Александр Мацегора, Москва проинформировала Пхеньян о ходе российско-американских контактов, руководство КНДР не опасается, что сотрудничество с Россией может пострадать из-за этого диалога. Показательно, что Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Россией и КНДР позволил активизировать экономическую кооперацию двух стран. Но в нынешней ситуации США со своими союзниками наращивают военно-политическое давление на Народную республику, все ближе подводя ситуацию к конфликту. Тем не менее переговоры по урегулированию ситуации, снижению напряженности на Корейском полуострове не только возможны, но и весьма желательны.
В комментарии для «Абзаца» ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН Константин Асмолов заявил, что в ходе российско-северокорейских контактов стороны могут скоординировать свои позиции в отношении Соединенных Штатов. «Начало диалога между США и Россией — это чувствительная тема для КНДР. Плюс к этому от контактов Пхеньяна и Москвы зависит и выстраивание отношений Южной Кореи с Россией», — добавил он.
После начала Специальной военной операции России на Украине КНДР поддержала политику Москвы и одна из первых признала результаты референдумов в Донецкой и Луганской народных республиках, Запорожской и Херсонской областях о присоединении к российским территориям.
Также глава КНДР Ким Чен Ын подтвердил, что его страна будет неизменно поддерживать Россию, а также отстаивать свою позицию в конфликте на Украине в соответствии с духом Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве.
Добавим: РФ и КНДР в скором времени официально объявят о начале строительства автомобильного моста через реку Туманная, в настоящее время стороны проводят последние подготовительные работы. Об этом 27 марта сообщил посол России в Пхеньяне Александр Мацегора.
Москва также не снизит уровень отношений с Ираном, чтобы угодить США и Израилю. Это подтвердил президент РФ Владимир Путин, который внес на ратификацию в Госдуму Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между обеими странами. Договор, делающий обе страны союзниками, был подписан в ходе визита президента Ирана Масуда Пезешкиана в Москву в январе 2025 г. Он охватывает все сферы, включая оборону, борьбу с терроризмом, энергетику, финансы, транспорт, промышленность, сельское хозяйство, культуру, науку и технологии. И открывает России доступ к Индийскому океану, увеличивая возможности Москвы позитивно влиять на судьбы мира не только в этом взрывоопасном регионе, но также обеспечивая и Ирану важное «окно» в мир. Так поступают великие державы, не подстраиваясь под любую политическую конъюнктуру.
Реальность заключается в том, что Иран — соседняя и очень важная для России страна, с которой должны быть максимально хорошие отношения. Наши интересы, в том числе в сфере безопасности, в основном совпадают.
Иран накопил ценнейший опыт в том, как можно превратиться в развитую страну вопреки западным санкциям и даже — благодаря им. Он был первым, кто помог России с БПЛА в украинской войне. Через Иран проходит единственный гарантированный выход нашего экспорта и импорта к ряду развивающихся стран в Южной Азии и на Ближнем Востоке. В Закавказье обеим странам необходимо сдерживать Турцию, держать «в тонусе» Азербайджан, не позволить им поглотить, будем надеяться, временно сошедшую с катушек Армению, к тому же обеим странам нужно спокойствие в Афганистане. Иран — союзник России в борьбе с выпестованными Западом так называемыми исламскими террористами. Ни одного теракта в России шииты не совершили.
Также существуют грандиозные планы торгово-экономического сотрудничества, например, по газу, созданию транспортных коридоров вокруг Каспия и так далее. Понятно, что реализовать их будет непросто. Хотя бы, из-за других стран, на которые могут давить противники Ирана и России, связанных друг с другом непосредственно лишь по Каспийскому морю.
Нельзя забывать и о том, что развитие связей России с Ираном во всех областях полностью укладывается в новую парадигму международных отношений — регионализацию на обломках глобализации и способность защитить свои экономические и торговые интересы силой оружия. Может ли такое сотрудничество понравиться как США, так и Европе? Они будут строить всяческие козни России и ее стратегическим партнерам. Новейшее тому подтверждение — упомянутый доклад аппарата директора Национальной разведки США. И важное. В Женеве прошел новый этап переговоров Ирана с Британией, Германией и Францией. Издание Axios сообщало со ссылкой на источник, что для заключения новой ядерной сделки с Ираном США установили срок в два месяца. Переговоры по ядерной программе между Ираном и Вашингтоном невозможны. Такое заявление сделал иранский посол в РФ Казем Джалали. Тегеран может изменить свое решение, если США перестанут давить на исламскую республику.
Как видим, наряду с «оборонительной» риторикой и «ужастиками» о том, что Украина — это первый шаг России к большой войне, которая может опустошить всю Европу, от политической номенклатуры «коллективного» Запада стало все чаще звучать утверждение, что «прочный мир может быть построен только на силе».
По мнению Дмитрия Евстафьева, профессора, кандидата политических наук, доклад Национальной разведки США стал неким символом современного американского государства: на высшем уровне руководства страны есть понимание новых реалий, в том числе неприятных для ещё недавно «единственной сверхдержавы», но на уровне аппарата и исполнителей доминируют прежние стереотипы, по большому счёту заведшие США в геополитический тупик.
Позитивным моментом является признание того, что допускается эскалация конфликта с Россией вплоть до ядерного. Это принципиальное признание, являющееся реальным шагом вперёд от глубокого убеждения, что США при любых, даже закритических сценариях развития конфликта на Украине и вокруг нее останутся в стороне от военного столкновения.
Разумно признается, что Россия получила доступ к западному (в том числе американскому) вооружению, лучше понимает методы обеспечения ведения военных действий. Но главное — она продемонстрировала удивительную экономическую и военную устойчивость.
Правда, тут же утверждается, что она смогла добиться всего этого только с учетом поддержки со стороны Китая, Ирана и, что особенно подчеркивается, КНДР. Вывод прямо не сформулирован, но отчетливо читается в докладе: Россия выйдет из конфликта на Украине не ослабленной, а усиленной. Судя по всему, в этом американские разведчики не ошибаются.
Максим Столетов, Столетие
На Украине утвердили порядок проверки певцов на гражданство РФ