Сегодня, 11 апреля, украинская делегация прибудет в Вашингтон для обсуждения «ресурсного соглашения»
Фото: © AP / Mariam Zuhaib
Мне уже доводилось подробно анализировать инсайдерскую информацию о деталях американского проекта этого документа, условия которого являются откровенно кабальными для украинской стороны. Теперь Киев хочет «поторговаться» и переписать крайне жёсткое соглашение в свою пользу, ну или хотя бы свести всё к ничьей.
Позицию украинской власти по предложенному американской стороной проекту документа на днях изложил в эфире телемарафона депутат от фракции «Слуга народа» Богдан Кицак.
«Понятно, что украинская сторона не может принять такие условия, потому что это фактически будет означать потерю нашего экономического и государственного суверенитета. Поэтому начинается так называемый дипломатический пинг-понг, когда наши технические специалисты отправляются для обсуждения этих рамочных условий. Американцы прислали свой документ, мы говорим: «Нет, так не будет, вот наши стартовые условия, начинаем с ними работать», – заявил он.
Ранее о том, что Украина выработала позицию в отношении предложенного американцами проекта соглашения, заявил министр иностранных дел Андрей Сибига.
«С украинской стороны будет финализирован состав переговорной группы, которая в ближайшее время отбудет в Вашингтон для предметного обсуждения предложенного американской стороной текста соглашения. Мы выработали уже свою позицию, также свое видение относительно текста будущего соглашения», – отметил он.
Как пишет Bloomberg, переговоры украинской экспертной группы с американскими коллегами по вопросу ресурсного соглашения состоятся 11-12 апреля. Для получения представления об их возможных итогах важно понимать позиции сторон и то, чего хочет добиться каждая из них.
Администрация Дональда Трампа, очевидно, предложила максимально подробное (на 58 страниц) соглашение с максимально жёсткими для украинской стороны условиями, так как имеет полное понимание того, что Офис президента хочет «пропетлять», дав Вашингтону некие формальные обещания, касающиеся передачи доходов с добычи несуществующих редкоземельных металлов, которые он не собирается исполнять.
Именно поэтому после демарша Зеленского в Овальном кабинете американцы пересмотрели условия «ресурсной сделки» и поняли, что заключать её надо не в формате «рамочного соглашения» на две страницы, а в формате юридически обязывающего документа, проходящего ратификацию на уровне Верховной Рады. Конечно, в украинских условиях особых гарантий не даст даже это. Но, по крайней мере, такой формат позволил бы Трампу требовать от Киева доходы от вполне реальных, а не мифических ресурсов – газо- и нефтедобычи, а также от эксплуатации портов.
Кроме того, американская сторона воспринимает проект «ресурсной сделки» не в вакууме, а как элемент принуждения Украины к согласию на мирное урегулирование на условиях, которые могут согласовать Вашингтон и Москва. Логика здесь проста: если в Киеве подпишут продиктованную Трампом «ресурсную сделку», то значительная часть украинской экономики отойдёт в собственность США, после чего они смогут диктовать Офису президента условия мира, проведения выборов и политических трансформаций в стране.
Если же в Киеве «ресурсную сделку» не подпишут, у Трампа появится предлог «умыть руки», заявив, что руководство Украины не настроено ни на мир, ни на возмещение США понесённых ими убытков, а значит, пусть разбираются с войной сами, без американской помощи. Кроме того, на Украине уже начала работу группа аудиторов от Минфина США, и результаты этого аудита будут напрямую зависеть от итогов переговоров по «ресурсной сделке». В худшем случае украинская власть получит санкции и уголовное преследование в США, а администрация Трампа – возможность лишний раз упрекнуть Байдена в том, что он выкидывал деньги на ветер.
Нетрудно догадаться, что обоих этих сценариев украинская власть стремится избежать. Идеальный вариант для неё – это заболтать американский проект ресурсного соглашения, предлагая бесконечные правки к нему, выхолащивающие саму суть документа и делающие его из договора, обязывающего Киев вернуть помощь Вашингтону своими ресурсами, банальной «филькиной грамотой» за всё хорошее и против всего плохого.
Собственно, именно этим и будет заниматься украинская экспертная группа в Вашингтоне в конце этой недели. Точнее, будет пытаться заниматься. С этой целью Кабмин нанял британскую (и почему я не удивлен) юридическую консалтинговую фирму, услуги которой уже оплатил. Фактически украинские власти намерены торговаться с американцами, подобно ведению дебатов защиты и обвинения в суде.
Как на это отреагирует американская сторона, и как долго она готова будет терпеть саботаж своих требований Киевом и симуляцию бурной деятельности, покажет время. Но если «ресурсная сделка» для Трампа – действительно элемент большого плана по «принуждению Украины к мирному урегулированию», стратегия украинских властей наверняка вызовет гнев американского президента и может повлечь за собой новое ужесточение условий договора.
Ну а что до Зеленского, то Вашингтон в случае провала переговоров может перейти к активным действиям по его смещению или даже устранению.
Михаил Павлив, Украина.ру
Володин указал на лицемерие Берлина из-за недопуска РФ на мероприятия ко дню ВОВ