Крылатому «убийце авианосцев» рано уходить на покой

Дальние бомбардировщики Ту-22М3 продолжают выполнять боевые задачи

Два дальних российских бомбардировщика Ту-22М3 выполнили плановый полёт в воздушном пространстве над нейтральными водами Балтийского моря. Истребительное сопровождение обеспечивали экипажи Су-30СМ и Су-27. Продолжительность полёта составила более четырёх часов. Информация об этом достаточно рядовом для экипажей «двадцать вторых-Эм» вылете была опубликована в кратком сообщении Минобороны РФ.

«Есть поражение объектов»

Зато Ту-22М3 часто мелькают в сводках Воздушных сил Украины. Вот, например, 13 января 2025-го противник объявил воздушную тревогу во всех областях Незалежной в связи с получением данных о взлёте нескольких Ту-22М3. Тогда «двадцать вторые-Эм» лишь имитировали ракетную атаку, а вот 15 января они уже отработали по целям в украинском тылу всерьёз. Неприятель сообщил, что из района Тульской области наши «дальники» выпустили как минимум семь сверхзвуковых ракет Х-22/Х-32. Ни одну из них украинской ПВО сбить не удалось.

«Противник атаковал объекты украинской энергетики, в частности, газовую инфраструктуру на Харьковщине, Львовщине и Ивано-Франковской области. К сожалению, в результате российской атаки есть поражение объектов», - сообщили в ВВС Украины.

В ночь на 1 февраля Ту-22М3, по информации противника, атаковали цели на территории Украины восемью ракетами Х-22/Х-32. И вновь ни одна не была перехвачена средствами украинской противовоздушной обороны. Авиационный ударный комплекс Ту-22М3 отработал на «пять с плюсом».

При интенсивном использовании «двадцать вторых-Эм», увы, не обходилось и без потерь. 2 апреля в Минобороны РФ объявили, что самолёт Ту-22М3 потерпел крушение в Иркутской области при выполнении планового полёта.

«Экипаж самолёта из 4 человек катапультировался. В результате приземления, по докладу командира экипажа, один лётчик погиб. Прибывшая на место поисково-спасательная бригада эвакуирует экипаж на место дислокации. На месте работают службы МЧС. Причина крушения - техническая неисправность», - добавил губернатор Иркутской области Игорь Кобзев.

Крылатому «убийце авианосцев» рано уходить на покой © wikipedia.org/Искандер Зиатдинов Аварийная посадка Ту-22М3, весна 2005 г. Самолёт восстановлен.

На следующий день он уточнил, что экипаж Ту-22М3 увёл бомбардировщик от жилых домов…

Рождение многорежимного «Бэкфайра»

Отправными точками для запуска в СССР процесса создания семейства сверхзвуковых дальних бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22М, наиболее ярким представителем которого стала модификация Ту-22М3, послужили, как минимум, три обстоятельства.

Во-первых, во второй половине 1960-х военно-политическим руководством Советского Союза была осознана необходимость разработки современного авиационного ударного комплекса, позволившего бы Советским Вооружённым силам эффективно бороться с авианесущими ударными группировками ВМС США.

Во-вторых, был сделан вывод о том, что для такого комплекса наиболее оптимальным самолётом-носителем будет являться сверхзвуковая многорежимная машина, способная выполнять боевые задачи в широком спектре высот и скоростей, что могло быть достигнуто, в первую очередь, за счёт использования крыла изменяемой в полёте стреловидности.

Теоретические работы и лётные эксперименты показали следующие преимущества тяжёлых ударных самолётов с крылом изменяемой в полёте стреловидности: среднее за полёт значение аэродинамического качества существенно возрастало в связи с ростом аэродинамического качества на дозвуковом режиме при умеренной стреловидности крыла, что увеличивало дальность полёта; возможность взлёта и посадки при положении крыла, соответствующем минимальной стреловидности, позволяла значительно улучшить взлётно-посадочные характеристики; при больших углах стреловидности самолёт становился оптимизированным для полётов на больших сверхзвуковых скоростях; в положении максимальной стреловидности крыла уменьшалось время разгона и прохода через трансзвуковой участок, уменьшались перегрузки в вертикальной плоскости вблизи земли, что позволяло выполнять полёты на малых и сверхмалых высотах.

Последнее обстоятельство для перспективного сверхзвукового дальнего бомбардировщика-ракетоносца имело весьма немаловажное значение, ибо предполагалось, что этот ударный самолёт сможет преодолевать зону сильной ПВО противника на малых и сверхмалых высотах с высокими дозвуковыми скоростями.

В-третьих, тяжёлые бомбардировщики-ракетоносцы, уже имевшиеся на вооружении Дальней авиации и авиации ВМФ СССР - дозвуковые Ту-16 и сверхзвуковые Ту-22 - не могли выполнять роль самолётов-носителей в составе современного авиационного ударного комплекса, способного эффективно бороться с американскими АУГ. Требовался новый многорежимный сверхзвуковой самолёт.

Крылатому «убийце авианосцев» рано уходить на покой © Фото автора Бомбардировщик Ту-16.

Работы по созданию такого самолёта в конструкторском бюро Андрея Туполева (ОКБ-156) стартовали в 1965 году, причём исходно проектирование велось в инициативном порядке, так как правительственное постановление на разработку новой машины появилось лишь в конце 1967-го.

Изначально проект перспективного самолёта-носителя фигурировал под шифром «145» или названием Ту-145 и, по сути, представлял собой попытку превращения Ту-22 в ракетоносец с крылом изменяемой в полёте стреловидности и более мощными, чем у Ту-22, двигателями. Однако «отделаться малой кровью» у туполевцев не получилось. Заложенные в правительственное постановление очень высокие лётно-технические характеристики машины, дополненные постоянно растущими требованиями заказчика к новому авиационному ударному комплексу, не только серьёзно затянули процесс создания, доводки и принятия на вооружение перспективного самолёта, но и вылились в разработку ОКБ-156 целого семейства самолётов-носителей, каждый новый представитель которого всё меньше походил на Ту-22.

Крылатому «убийце авианосцев» рано уходить на покой © Фото автора Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22.

Процитирую книгу Александра Затучного, Владимира Ригманта и Павла Синеокого «Авиационные комплексы Ту-142, Ту-95МС, Ту-160, Ту-22М3»: «[На первых порах] работы в ОКБ шли на "полулегальном" основании, и, видимо, из-за требований режимности, тема на всех уровнях декларировалась как глубокая модернизация Ту-22К. Но если в начале работ над проектом это более-менее соответствовало действительности, то в ходе развития проекта аналогичного у них оставалось лишь тактическое назначение да осевая линия на схеме общего вида. В результате первоначальный проект самолёта "145", получивший официальное обозначение Ту-22М, в ходе своего развития превратился в совершенно новую машину, конструктивно имевшую мало общего с исходным Ту-22».

Постановлением Совета Министров, согласно которому ставилась задача создания модификации Ту-22К - Ту-22КМ с крылом изменяемой стреловидности и двумя турбореактивными двигателями двухконтурными с форсажными камерами НК-144 (исходно создавались для установки на сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144), новый «двадцать второй» определялся как дальний ракетоносец, носитель сверхзвуковой крылатой противокорабельной ракеты Х-22, с максимальной скоростью 2300-2500 км/ч и дальностью на дозвуковой скорости с одной ПКР - 7000 км. При этом военные настаивали на расширении ударных возможностей самолёта-носителя, указывая на необходимость не только модернизации Х-22, но и придания ракетоносцу функционала бомбардировщика.

Руководство работ по теме Ту-22М Андрей Туполев возложил на главного конструктора Дмитрия Маркова, занимавшегося «двадцать вторым-Эм» до своей смерти в 1992-м. Далее руководство темой досталось ближайшему помощнику Маркова - Борису Левановичу, а после его смерти в 2002 году - Александру Пухову. По состоянию на 2018 год работы по теме Ту-22М возглавлял Александр Коренев.

К середине 1969 года закончили постройку первого опытного образца Ту-22М0 с ТРДДФ НК-144-22. 30 августа командир корабля - лётчик-испытатель Василий Борисов впервые поднял этот самолёт в воздух.

Крылатому «убийце авианосцев» рано уходить на покой © wikipedia.org/Vadim Indeikin Аэродинамическая модель Ту-22М в музее гражданской авиации Ульяновска, ноябрь 2013 г.

Дальнейшие испытания показали, что с одной подвешенной Х-22 машина ни по максимальной скорости, ни по дальности параметрам, зафиксированным в постановлении Совета Министров, не соответствует. Поэтому работы над Ту-22М0 плавно перетекли в создание его усовершенствованного варианта Ту-22М1, имевшего массу, сниженную на 3 тонны, увеличенный размах крыла и улучшенную аэродинамику некоторых частей самолёта. Но и у Ту-22М1 характеристики оказались ниже требуемых, поэтому самолёт в крупную серию не пошёл. Зато в неё пошла машина, ставшая дальнейшим развитием Ту-22М1 - Ту-22М2 с двигателями НК-22, на которой удалось избавиться от многих недостатков её двух предшественниц. Но не от всех. Так что, несмотря на принятие 30 августа 1976 года Ту-22М2 с ТРДДФ НК-22 на вооружение, дальнейшее совершенствование самолётов семейства Ту-22М в СССР продолжалось.

К этому моменту американская сторона уже имела данные о существовании «двадцать вторых-Эм». По кодификации НАТО новым советским самолётам-ракетоносцам, имевшим весьма грациозный и хищный вид, было присвоено название Backfire - «встречный пал» (так называют способ тушения лесных и степных пожаров, при котором пущенный навстречу огонь сжигает горючие материалы на пути основной стены огня).

«Тактический радиус вырос почти на 15%»

Любопытно, что за океаном Ту-22М2 посчитали межконтинентальным носителем, способным наносить удары по территории США. На этом основании в ходе переговоров об ограничении стратегических вооружений американская сторона настояла на включении самолётов Ту-22М в список стратегических сил СССР. В Москве оспорить этот факт не смогли или не захотели, поэтому согласились демонтировать со всех «двадцать вторых-Эм» штанги топливоприёмников и ограничить объёмы серийного производства самолётов семейства Ту-22М тремя десятками машин в год.

Впрочем, даже с учётом уступок, на которые пошла Москва, западные аналитики прогнозировали, что Ту-22М2 способен доставить армии, а в особенности ВМС США, немало проблем. На Западе не подозревали, что советская сторона уже подготовила «условному противнику» неприятный сюрприз - ещё 26 июня 1974 года вышло постановление Совета Министров СССР №534-187, которым предусматривалось создание облегчённого Ту-22М с более мощным, чем НК-22, ТРДДФ НК-25 (тяга на форсаже у НК-25 25 000 кгс против 20 000 у НК-22), с облагороженной аэродинамикой планера, улучшенными тактическими и эксплуатационными характеристиками, с добавлением в «арсенал» авиационного ударного комплекса аэробаллистической ракеты Х-15, предназначенной для поражения неподвижных целей с заранее определёнными координатами.

20 июня 1977 года состоялся первый полёт Ту-22М3 - следующей модификации знаменитого «двадцать второго-Эм». Машиной в этом полёте управлял экипаж в составе командира корабля Анатолия Бессонова, помощника командира корабля Александра Махалина, штурмана-навигатора Анатолия Еременко и штурмана-оператора Бориса Кутакова. В 1978 году после завершения программы лётно-доводочных испытаний бомбардировщик был запущен в серийное производство, которое до 1983 года велось параллельно с выпуском Ту-22М2. При этом в своём окончательном виде машина была принята на вооружение Дальней авиации и авиации ВМФ СССР только в марте 1989 года!..

Ту-22М3 предназначался для выполнения боевых задач в оперативных зонах сухопутных и морских театров военных действий с целью уничтожения подвижных и неподвижных, радиолокационно-контрастных и площадных, видимых и невидимых целей (объектов) ракетами и бомбами, днём и ночью, в простых и сложных метеорологических условиях.

Крылатому «убийце авианосцев» рано уходить на покой © wikipedia.org/Ромашов Герман Викторович Двигатель НК-25, снятый с самолёта.

Новая машина имела нормальную аэродинамическую схему с низкорасположенным крылом изменяемой в полёте стреловидности. Конструкция была выполнена в основном из алюминиевых сплавов, а также высокопрочных и жаропрочных сталей, титановых и магниевых сплавов. Крыло состояло из неподвижной части и поворотных консолей. Угол стреловидности поворотных консолей составлял от 20° до 65°. Механизация крыла включала предкрылки, трёхсекционные двухщелевые закрылки. Интерцепторы отклонялись дифференциально для управления по крену и синхронно - для использования в качестве аэродинамического тормоза. Стабилизатор цельноповоротный. Самолёт имел фюзеляж типа полумонокок и трёхопорное убирающееся шасси с носовой стойкой. Силовая установка состояла из двух установленных в задней части фюзеляжа ТРДДФ НК-25.

Размещённая в форкиле машины вспомогательная силовая установка ТА-6А обеспечивала запуск ТРДДФ на земле, питание бортовой сети переменного и постоянного тока на земле и в отказных случаях в полёте, а также питание на земле самолётных систем воздухом.

В отличие от Ту-22, экипаж которого состоял из трёх человек, чьи рабочие места оснащались выстреливаемыми вниз катапультируемыми креслами К-22, экипаж Ту-22М3 состоял из четырёх человек, располагавшихся в выстреливаемых вверх катапультируемых креслах КТ-1М, что заметно повышало в аварийной ситуации шансы экипажа «двадцать второго-Эм» на выживание.

Длина самолёта составляла 42,46 м, высота - 11,05 м, размах крыла - от 27,70 м (при стреловидности 65°) до 34,28 м (при стреловидности 20°), максимальная взлётная масса - 124 000 кг, максимальная скорость полёта - 2000 км/ч («дотянуться» до заявленных в постановлении Совета Министров 2300-2500 км/ч при сохранении прочих лётно-технических данных машины на приемлемом уровне оказалось невозможно), тактический радиус действия - 2200 км, практический потолок - 14 000 м, практическая дальность - 7000 км.

«По сравнению с предшественником его [Ту-22М3] тактический радиус вырос почти на 15%. При базировании на удалении 800 км от линии фронта глубина боевых действий возросла на 20% при полёте на больших высотах и на 17% - на малых высотах. Суммарная боевая эффективность возросла в 2,2 раза», - отметил в своей работе «Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22М и его модификации» Николай Якубович.

Установленная на Ту-22М3 РЛС ПНА позволяла обнаруживать крупные наземные объекты с рубежа 350-500 км, авианосцы - с 300-400 км, корабли типа «крейсер» - с 250-350 км. Вероятность попадания ПКР Х-22 в цель типа «авианосец» или «крейсер» оценивалась в 0,8-0,9.

Крылатому «убийце авианосцев» рано уходить на покой © РИА Новости Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22М3 с крылатой противокорабельной ракетой Х-22. Мурманская область.

Ту-22М3 был способен поднимать до трёх ракет типа Х-22 (скорость полёта - до 4М, максимальная дальность - 500 км), или до десяти ракет Х-15 (скорость полёта - до 5М, максимальная дальность - 150 км), или до 24 тонн бомб. Оборонительное вооружение самолёта состояло из кормовой артустановки с 23-мм двуствольной пушкой ГШ-23М (скорострельность до 4000 выст./мин.) и радиолокационным/телевизионным прицелами, экраны которых находились у штурмана-оператора. Также машина оснащалась развитым комплексом радиоэлектронного противодействия и автоматом пассивных помех.

В угоду переговорам об ограничении стратегических вооружений штанга топливоприёмника системы дозаправки в воздухе у Ту-22М3 была сконструирована съёмной. После передачи бомбардировщиков в строевые части её на машинах не устанавливали.

«По Ту-22М3М выпуск документации закончен»

В реальной боевой обстановке Ту-22М3 атаковать американские АУГ так и не пришлось. Тем не менее работа на войне для сверхзвукового детища ОКБ Туполева нашлась, и её оказалось немало.

Боевой дебют Ту-22М3 состоялся в 1984 году, когда взлетавшие с аэродрома Мары-2 (Туркмения) бомбардировщики отбомбились в Афганистане по позициям душманов. В 1993-м Ту-22М3 совершали боевые вылеты на таджико-афганскую границу для отражения нападений бандформирований таджикской оппозиции. В ходе первой кампании в Чечне «Бэкфайры» бомбили места скопления боевиков. В 2008-м во время «войны трёх восьмёрок» Ту-22М3 привлекались для разведки и нанесения ударов по грузинским аэродромам. С 17 ноября 2015-го и по 28 мая 2021 года «двадцать вторые-Эм», взлетавшие из Моздока и с Хмеймима, действовали на сирийском ТВД, неоднократно нанося массированные авиационные удары по позициям джихадистов. Ну а после начала СВО целями для «Бэкфайров» стали позиции ВСУ и тыловая инфраструктура киевского режима. В апреле 2022 года бомбы, сброшенные Ту-22М3 на «Азовсталь» в Мариуполе, стали далеко не последним аргументом в пользу того, чтобы остатки украинской группировки, укрывавшейся в подземельях металлургического комбината, приняли решение сложить оружие…

Все самолёты Ту-22М, включая опытные образцы, строились на Казанском авиационном заводе имени С.П. Горбунова. Производственный цикл изготовления одного Ту-22М3 занимал порядка 30 месяцев. По данным из открытых источников, всего было выпущено 497 Ту-22М различных модификаций, в том числе 268 Ту-22М3. К настоящему моменту все Ту-22М2 «сошли со сцены», а вот значительная часть Ту-22М3 ещё остаётся на службе. Считается, что ВКС РФ имеют 55-60 Ту-22М3 в строю, плюс определённое количество машин той же модификации находится у нас на хранении.

«Двадцать вторые-Эм» никогда не поставлялись на экспорт. Однако после провозглашения 24 августа 1991 года Верховным советом УССР независимости Украины, Незалежной достались 36 Ту-22М3. Сохранить их в составе своих ВВС Киев, в отличие от Москвы, не смог.

«Учитывая большой остаточный ресурс имеющихся самолётов Ту-22М3 и то, что в составе российской авиации находится достаточно много самолётов Ту-22М3, ОКБ [Туполева] продолжает работы по дальнейшей модернизации имеющегося парка Ту-22М3», - пишут Затучный, Ригмант и Синеокий.

Крылатому «убийце авианосцев» рано уходить на покой © РИА Новости/Министерство обороны РФ Бомбардировщики-ракетоносцы ВКС РФ Ту-22М3 наносят удар по объектам террористов в Сирии.

Модернизация «Бэкфайров» велась в перманентном режиме.

В начале 2010-х годов ракеты Х-15, по причине окончания срока хранения ТРД, стали сниматься с вооружения. Зато Ту-22М3 получил возможность использовать новейшую сверхзвуковую крылатую ракету воздушного базирования класса «воздух-поверхность» Х-32, принятую на вооружение в 2016 году (скорость полёта - до 5М, максимальная дальность - 1000 км). Кроме того, «двадцать вторые-Эм» начали оснащаться новой прицельно-вычислительной системой СВП-24-22 «Гефест», позволявшей с высокой точностью поражать наземные цели свободнопадающими бомбами. Но это всё были в той или иной мере паллиативные решения. Качественный рост боевых возможностей «Бэкфайра» могла обеспечить только по-настоящему глубокая модернизация машины.

17 ноября 2017 года источник в российском ОПК сообщил, что разработка документации для модифицированной версии бомбардировщика Ту-22М3 - Ту-22М3М завершена.

«По Ту-22М3М выпуск документации закончен, на Казанском авиационном заводе идёт подготовка производства для ремонта и модернизации бомбардировщиков, находящихся в строевых частях Воздушно-космических сил РФ. Первая глубокая модернизация этих самолётов со времени их создания начнётся со следующего года», - объявил представитель ОПК.

Также он отметил, что «комплекс бортового радиоэлектронного оборудования Ту-22М3М будет абсолютно новым и унифицированным с [модернизированным сверхзвуковым стратегическим бомбардировщиком-ракетоносцем] Ту-160М2». «Это касается всей авионики, включая навигационно-прицельный комплекс», - уточнил источник.

Силовая установка Ту-22М3М, по его словам, будет идентичной Ту-160М2 (ТРДДФ НК-32-02).

Кроме того, в СМИ публиковались данные, согласно которым Ту-22М3М станет носителем не только ракет Х-32, но и гиперзвукового авиационного ракетного комплекса «Кинжал», крылатых ракет большой дальности, а также корректируемых авиабомб. Он получит новую информационно-управляющую систему с цифровой индикацией в кабине и функциями интеллектуальной поддержки экипажа, новые РЛС и вспомогательную силовую установку, штангу топливоприёмника системы дозаправки в воздухе. Место кормовой артустановки займёт новая система РЭБ.

Результатом ремонта и глубокой модернизации крылатого «убийцы авианосцев» должно было стать продление ресурса планера, а также значительное расширение боевого потенциала авиационного ударного комплекса, включая повышение боевой эффективности и увеличение боевого радиуса. Сообщалось, что в планах отечественного ОПК - модернизация до уровня Ту-22М3М не менее 30 бортов Ту-22М3.

Крылатому «убийце авианосцев» рано уходить на покой © РИА Новости Строительство дальнего сверхзвукового ракетоносца-бомбардировщика Ту-22М3 на Казанском авиастроительном заводе имени С.П. Горбунова.

16 августа 2018 года на территории Казанского авиационного завода имени С.П. Горбунова состоялась выкатка первого глубоко модернизированного образца Ту-22М3М. Первый его полёт 28 декабря того же года прошёл штатно. Второй Ту-22М3М взлетел 20 марта 2020-го. В 2021-м модификация Ту-22М3М была принята на вооружение. В следующем году началась СВО, и дальнейшая реализация программы глубокой модернизации «Бэкфайров» скрылась за завесой тайны. Ждём, надеемся и верим в то, что эта программа будет реализована в полном объёме. СВО наглядно доказала, что «двадцать второму-Эм» ещё рано уходить «на пенсию».